Усадьба Новотомниково: "Храм по закону баланса"

Dec 05, 2014 13:14

На сайте «Хранители наследия» в рубрике «Неизвестная Россия» опубликовала статью о памятнике архитектуры Тамбовского края - о Благовещенской церкви усадьбы Новотомниково. См. здесь: http://hraniteli-nasledia.com/articles/neizvestnaya-rossiya/khram-po-zakonu-balansa/






Марина Климкова, искусствовед (Тамбов)

В 1890 году в усадьбе Новотомниково Шацкого уезда Тамбовской губернии (ныне Моршанский район Тамбовской области) освятили новую Благовещенскую церковь. В ее облике соединились традиции древнерусского зодчества и строительные идеи Нового времени, а уникальный изразцовый иконостас давал основание причислять ее к выдающимся памятникам искусства XIX века.



История строительства церкви началась в 1885 году, когда владелец имения граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков - богатейший помещик, государственный деятель, входивший в ближайшее окружение Александра III - пригласил для реконструкции своей усадьбы архитектора Николая Владимировича Султанова (1850-1908). Последний был известен как церковный археолог, теоретик архитектуры и архитектор-практик, который реставрировал и строил подмосковные усадьбы для представителей семьи графа С.Д. Шереметева - родственника Воронцова-Дашкова.

Архитектор Николай Султанов

Архитектор Н.В. Султанов являлся одним из идеологов «русского стиля» в отечественном зодчестве. Он считал, что в искусстве надо использовать традиции своей страны, привнося в них новое, творческое начало и, таким образом, сохранять преемственность. Эталоном национального стиля Султанов считал архитектуру XVII столетия. «Московско-русский стиль, - писал он в 1880 году в журнале «Зодчий», - достигает своего наибольшего… развития в XVII в. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства».



Одну из отличительных особенностей отечественного зодчества Султанов видел в использовании принципа равновесия (законе баланса) разных архитектурных масс и форм. Он был убежден, что «закон баланса» универсален, характерен для всех видов древнерусского искусства.

По закону баланса

«Закон баланса» Николай Султанов постарался воплотить при проектировании новотомниковского храма, облик которого построен на сочетании разных по форме и величине объемов-многогранников, соединенных в общую пирамидальную композицию. Его элементы отсылают к образцам древнерусской архитектуры: шатровое завершение, перспективный портал, звонница, расположенная над центральным входом, рельефные детали фасадов, двухцветное каменное узорочье фризов, обрамлений окон и арок. По мнению Султанова, эти элементы, унаследованные Москвой от Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода Великого и Пскова, выражают особенность русской архитектуры.



Каждая деталь Благовещенской церкви являлась результатом научной работы Султанова по изучению древних прообразов (результаты исследований он представлял на научных конференциях и публиковал в специальных изданиях).

Усомнились в прочности

В Государственном архиве Тамбовской области сохранились документы, рассказывающие об истории строительства храма. В них говорится, что после одобрения проекта здания Тамбовской духовной консисторией, 10 июля 1885 года он был рассмотрен в Строительном отделении губернского правления, где усомнились в прочности будущего сооружения. Поскольку в те годы были случаи обрушения новых храмов, то Султанову рекомендовали доработать проект с целью упрочения несущей конструкции здания и облегчения несомых частей. Тогда архитектор решил заменить каменные восьмерик и купол на деревянные. Через год, 11 марта 1886 года, из духовной консистории проект опять был направлен в губернское правление, а затем в Строительный комитет при МВД. Весной 1886 года началось строительство храма.

Декоративные элементы фасадов церковного здания выполнялись по древнерусской традиции из простого или лекального кирпича, который изготовили по старинным образцам на местном кирпичном заводе.



В 1888 году Султанов сделал в дневнике запись: «Работы по церкви очень продвинулись. Купол кончен и окрашен. Церковь огрунтована. Печи доделаны. Пол окончен (из метлаха)». Храм был расписан по рисункам архитектора, который занимался возрождением иконописных традиций, учредив в 1902 году совместно с С.Д. Шереметевым и Н.П. Кондаковым Комитет попечительства о русской иконописи.

Большая роль в восприятии интерьера Благовещенского храма при-надлежит изразцовому иконостасу, состоящему из трех частей.

Изразцовый иконостас

Попытка изготовления керамического иконостаса впервые после почти двухвекового перерыва была предпринята в селе Волокитино Черниговской губернии, где в 1830-1861 годах действовал завод А.М. Миклашевского. Предполагается, что именно здесь сделали первый в истории керамики иконостас из фарфора. Однако фарфор по своим свойствам не был пригоден для декорирования архитектуры, возрождением же традиционного для русской архитектуры поливного изразца тогда никто не занимался.

К 1881 году, очевидно, относится первый опыт изготовления иконостаса из фаянса. Тогда в Петербурге на фабрике М.С. Корнилова выполнили два одноярусных иконостаса для церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Первым, кто возобновил производство изразцовых иконостасов, используя традиции XVII века, стал Н.В. Султанов, который изучал историю изразца и публиковал архивные материалы. Результаты изысканий архитектор использовал при проектировании новотомниковского иконостаса, изготовленного в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге.



Выбор завода, очевидно, не был случаен. Его владелец, Михаил Васильевич Харламов, являлся выпускником Академии художеств, учеником Н.С. Пименова. Открыв завод, одно время он сотрудничал с Л.П. Бонафеде, приехавшим в Петербург из Рима и работавшим по контракту на оформлении Исаакиевского собора. Высокое художественное качество иконостаса новотомниковской церкви является, безусловно, заслугой скульптора Харламова, которому, наравне с Султановым, принадлежит его авторство.



Перед отправкой в Тамбовскую губернию, иконостас демонстрировался в столице как уникальное произведение искусства, о чем объявлялось: «Председатель С.-Петербургского общества архитекторов имеет честь уведомить г.г. членов, что в понедельник, 27 ноября, в 1 ч. дня состоится осмотр на заводе члена-соревнователя общества М.В. Харламова (Лиговка, колония Сан-Галли) изразцового иконостаса, изготовленного для имения г. Министра Императорского Двора (в Тамбовской губернии) по рисункам действительного члена общества Н.В. Султанова».



Иконостас Благовещенского храма выполнен в форме перспективно-го изразцового портала, характерного для ярославских и ростовских церквей XVII века. Он отличается пропорциональностью, скульптурной пластичностью, многообразием и гармонией использованных цветов.

Близнец новотомниковского иконостаса был установлен в Никольском храме Беловежской Пущи (1897, ныне территория Польши); частично он сохранился.



Практический опыт Новотомникова Султанов применил при постройке Владимирской церкви Мариенбада (1902; ныне Марианские Лазне, Чехия), в которой тоже появился иконостас в традиции XVII века, и петергофского Петропавловского собора (1905), где установил шестиярусное иконостасное сооружение, выполненное по типу высокого русского иконостаса.

Несмотря на то, что на рубеже XIX-XX веков, с расцветом стиля модерн, в России возрос интерес к изразцу и глазурованному кирпичу, изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. В тот период в храмах стали возводить фаянсовые иконостасы. Их массовое производство и сбыт наладило товарищество М.С. Кузнецова.

Последний свидетель

Строительство Благовещенского храма завершилось в 1889 году; в 1890-м состоялось его освящение. Дореволюционный тамбовский историк А.Е. Андриевский приводил следующие сведения: «Церковь каменная, построена на средства гр. Воронцова-Дашкова в 1890 году, престолов два: главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный - Михаила Архистратига. Храмовые праздники: вместо Благовещения 25 марта празднуется 8 июля и придельный - 8 ноября». Таким образом, храмовым праздником является Знамение от иконы Благовещения Божьей Матери, происшедшем в 1290 году в граде Устюге (в год освящения храма отмечалось 600-летие этого события).



Султанов разработал для новотомниковской усадьбы еще один проект - часовни святого Романа Сладкопевца (1894), возведенной в память погибшего гардемарина Романа Илларионовича Воронцова-Дашкова.

После революции новотомниковский храм был взят на учет как памятник архитектуры Тамбовским отделом народного образования, поэтому не был снесен. Сегодня он имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Со времени освящения Благовещенской церкви прошло более 120 лет. Давно пришел в упадок господский дом и хозяйственные постройки, зарос парк, обветшали конюшни знаменитого конезавода, и лишь храм с его иконостасом свидетельствует о былом великолепии графской усадьбы.

Более подробный материал, изданный ранее в «Московском журнале», см. в ЖЖ здесь и здесь.

Новотомниково, керамический иконостас, изразцы, охрана памятников, усадьбы, архитектура

Previous post Next post
Up