Вчера в Тамбове открыли еще один памятник - ученому В.И. Вернадскому, автору философского учения о «ноосфере» (своего рода «мыслящей» оболочке планеты), которое в последнее время активно популяризируется нашим техническим университетом и продвигается областной администрацией. На презентацию монумента съехались высокопоставленные столичные гости, а вот его автор, московский скульптор Александр Рукавишников, который хорошо известен тамбовцам/тамбовчанам по установленным ранее в городе монументам С.В. Рахманинову и святителю Питириму, не прилетел.
Фото с сайта "
ВТамбове"
Новый памятник, с момента его установки на территории Автогородка (пересечение улицы Советской и бульвара Энтузиастов), вызвал бурные споры среди горожан.
Те из них, для кого главным критерием в оценке искусства продолжает оставаться понятие красоты, считают, что примитивно геометризированная скульптура Вернадского уродлива. Недоумение у этой категории лиц вызывают и атрибуты памятника: 1) квадратная академическая шапочка, которая является частью одеяния преподавателей и выпускников британских вузов; 2) шар с надписью «атом», который будто бы парит в пространстве между руками ученого; 3) развязанные шнурки на ботинках. Всё это, взятое вместе, не возвышает образ ученого в глазах публики, а наоборот, принижает его, делая объектом для неуместных сравнений и недобрых шуток.
Фото с сайта "ВТамбове"
Фото А. Смолеева
Другая часть людей, участвующая в споре, так или иначе связанная с чиновниками местной администрации, которые выбрали автора, а потом в качестве некоего «художественного совета» утвердили эскиз памятника, яростно защищают «творение» (а заодно и себя) от нападок. Их доводы, как правило, сводятся к одному единственному аргументу: «Кто вы такие, чтобы критиковать произведение великого мастера!»
И, наконец, третья, совсем небольшая категория людей, высказывающихся по поводу нового памятника, подчеркивая наличие своего собственного «вкуса», просто, без приведения каких-либо аргументов, говорит: «А мне он нравится».
Фото с сайта "ВТамбове"
Зная от скульпторов, учеников Александра Рукавишникова, что мастер является человеком веселым, любящим побалагурить, пошутить и подурачиться («похохмить» и «выпендриться»), вся эта ситуация с обсуждением памятника вдруг напомнила мне сказку Андерсена «Голый король»:
- Magnifique! Не правда ли? - заговорили первые два сановника. - Не угодно ли полюбоваться? Какой рисунок… краски!
И они тыкали пальцами в пространство, воображая, что все остальные-то видят ткань.
«Что, что такое?! - подумал король. - Я ничего не вижу! Ведь это ужасно! Глуп, что ли, я? Или не гожусь в короли? Это было бы хуже всего!»
- О, да, очень, очень мило! - сказал наконец король. - Вполне заслуживает моего одобрения!
Вывод для меня неутешительный: человеческое общество с веками нисколько не меняется. Нет ничего нового под Солнцем, как не нова и композиция памятника, на котором Вернадский предстает новым богом.
Северный резчик. Отечество. 1711. Петрозаводск