Сити-менеджер Тамбова А.Ф. Бобров на днях рассказал телекомпании «Новый век» о своем видении проблем, появившихся в городе:
«Сейчас начинают говорить про «замятинский» мост (это через Студенец между Московской, Степана Разина, Рассказовским шоссе). Говорят там модерновая решетка была… Какая модерновая решетка, откуда она там взялась?! Подождите, когда строили теплотрассу по этому мосту, никто не говорил и не мешали никому, чтобы там строили. Какой «замятинский» мост? Что от него могло остаться… - столько времени! Сейчас говорят, что мост, который на Советской через Студенец, - это «державинский» мост. Да это неправда всё. Если бы он… вошел в историю как памятник, то на нем должна была висеть табличка «Охраняется государством», но сегодня этого не сделано... У нас есть… управление культуры области, которое непосредственно занимается этим…»
http://tvtambov.ru/?p=44518 Вид на мост (постройки 1788 года) в Тамбове. Почтовая карточка начала ХХ века
Ради чего глава городской администрации произнес эти эмоциональные, не украшающие его слова? Ради того, чтобы оправдать строительство очередного ТРЦ, из-за которого сегодня нарушается закон об объектах культурного наследия, отказываются от зеленой зоны, а самую чистую часть речки убирают в коллектор? Ради того, чтобы еще раз указать возмутившейся общественности, что ее аргументы никто не хочет слушать?
* * *Начиная два года назад, 10 июня 2012 года, вести свой блог, я и не подозревала, что одной из главных его тем станут мосты через речку Студенец в Тамбове. Маленькая речушка в небольшом областном центре, а на ней, в самом центре города, - мостовые сооружения. Кому это интересно? Кому это нужно? Да и мне самой, искусствоведу по образованию, хотелось писать совсем о другом - о дворянской усадебной культуре, о выдающихся скульптурах и живописцах, о шедеврах архитектуры. Это только теперь я понимаю, что тема мостов возникла неслучайно, потому что она соединяет прошлое и настоящее в единое целое. А ведь начиналось все вполне безобидно.
Фрагмент плана города Тамбова 1832 года.
№ 43 - каменный мост
Подземный переход
В начале 2012 года в тамбовских СМИ появилась информация о том, что в Тамбове возникла идея строительства подземного перехода под каменным мостом через речку Студенец на улице Советской. К тому времени я издала книгу «Соборная площадь города Тамбова», в которой на основе архивных документов рассказала, в том числе, и о возведении упомянутого моста, которое велось в 1786-1788 годах при участии главы Тамбовского наместничества Г.Р. Державина. За образец был взят несохранившийся сегодня мост через реку Яузу в Москве (близ Яузских ворот).
Узнав о проекте, я забеспокоилась: «Мост с исторической точки зрения очень ценный, но до сих пор не состоит на государственном учете в качестве объекта культурного наследия. Не нанесет ли ему строительство вред? К тому же считается, что в Тамбове от времени Державина ничего не сохранилось, а тут такое грандиозное сооружение!» Движимая тревогой, опубликовала статью в местной газете и дала интервью журналистам о том, что мост надо признать памятником. Общественная организация «Культурная инициатива» обратилась с таким предложением в региональный госорган охраны памятников (управление культуры и архивного дела области) и неожиданно… встретила активное сопротивление: «Нет, мост не мог строиться в конце XVIII века. Нет, он не станет памятником».
В нарушение Федерального закона № 73-ФЗ об объектах культурного наследия, госорган охраны памятников, вместо того, чтобы провести государственную историко-культурную экспертизу, собрал «общественную» комиссию из лояльных людей, которая приняла нужное «политическое» решение, отказав мосту быть памятником. Вместе с тем строительство подземного перехода было отложено на несколько лет из-за отсутствия средств.
Мост через р. Студенец в Тамбове. Гравюра А.И. Лёвшина. 1960-е годы
Борьба с ветряными мельницами
Тогда мне казалось, что отрицание моста объяснялось воинствующим невежеством с примешивавшимся к нему личным ко мне отношением, поскольку несколько раз выступала в прессе с критикой положения дел в области охраны памятников. Позже стала понятной истинная причина: земля близ моста, с двух его сторон, была продана под строительство, а если признать сооружение объектом культурного наследия, то охранные зоны заставят скорректировать проекты.
В свободном доступе этой информации тогда не было, поэтому я продолжала работать в архиве, давать по данной теме интервью, выступать на конференциях, публиковать материалы в изданиях, в том числе в сборнике, изданном администрацией города. Обо всех архивных находках рассказывала в своем блоге, удивляясь каждому новому открытию. Так, например, оказалось, что изначально Державинский мост имел три арки, одна из которых была засыпана, а другая заложена кирпичом. Оказалось, что мостов постройки XVIII века в России сохранилось очень мало, поэтому наш входит в десятку поистине уникальных, а имя поэта-наместника ставит его на одно из первых мест. Оказалось, что хранение в архиве комплекса документов, подробно рассказывающих о возведении моста и о последующем его ремонте, - большая редкость и удача для такого рода памятников.
Параллельно с документами о Державинском мосте были обнаружены архивные источники об истории строительства другого мостового сооружения, расположенного на том же Студенце, ниже по течению, - Замятинского.
Когда масса доказательств и общественного интереса к Державинскому мосту начала достигать критической отметки, госорган охраны памятников стал выдвигать другое объяснение своего нежелания ставить его на учет. «Государственная экспертиза, - говорили его представители, - стóит больших средств - 300 тысяч рублей, которых в бюджете нет».
Приезд эксперта
Тем временем случай устроился так, что в Тамбове оказался проездом один из государственных экспертов Министерства культуры, которого мы попросили осмотреть мост и познакомиться с имевшимися архивными документами. Эксперт подтвердил принадлежность сооружения к державинской эпохе, а также сообщил два факта: 1) экспертиза стóит не 300 тыс. р., а в 10 раз меньше - около 20-30 тыс. р.; 2) оплачивать ее должны не из не бюджета, а из средств застройщика, пожелавшего работать в центре города. Свое мнение эксперт озвучил в интервью газете «АиФ-Тамбов».
Только тогда в общественную среду стала просачиваться информация, что территория вокруг моста продана, а весной появились заборы, оградившие строительные площадки.
Почему стройка вызывает протест
Многие горожане восприняли происходящие события болезненно: стали писать письма, обращенные к главам администраций, в прокуратуру, следственный комитет и даже в полицию.
Совсем недавно в центре города было возведено уже два ТРЦ. Сколько можно! Кроме того, один из них, значительно уменьшив площадь городского парка, встал в историческом центре города - на территории бывшей крепости (основана в 1636 году), нарушив охранные зоны сразу двух объектов культурного наследия и изуродовав своим внешним обликом исторический архитектурный ландшафт.
Для того чтобы дать разрешение на строительство нового ТРЦ опять был нарушен Федеральный закон об объектах культурного наследия. Для него опять был выделен самый симпатичный в центре города участок с природным водоемом, где сложный ландшафт способствует созданию оригинальной прогулочной зоны. Причем этот прибрежный участок у Державинского моста на протяжении многих последних лет облагораживали и городские службы, которые убирали мусор и косили траву, и местные жители, сажая деревья и устраивая клумбы, и волонтеры, очищая русло реки. Горожане, проходя по высокому берегу, любовались Студенцом, текущим вдаль. Ведь в других местах речка совсем заброшена (берега застроены и замусорены), а здесь оставался небольшой чистый уголок с протяженным пространством и открывающейся глазу перспективой.
Проект ТРЦ подразумевает не только лишить город зеленой зоны и протяженных панорам, но и полностью изменить исторический природный ландшафт, поместив в коллектор очередную часть речки - именно ту, которая входила в систему фортификационных сооружений древней крепости.
Этот проект вызывает у горожан чувство протеста еще и потому, что городская власть при его защите заняла агрессивно-воинствующую позицию, отрицая исторические факты, - такие, например, как принадлежность моста державинскому времени. Как известно, история часто становилась помехой для воплощения замыслов правителей разного уровня, поэтому в таких случаях прибегали к опробованному методу - исторической фальсификации. В угоду сиюминутным планам переписывали историю, лишая общество осознанной опоры. Только вот в чем беда: рано или поздно такие фальсификации раскрываются, вызывая порой непредсказуемые последствия, а действия людей, пользовавшихся подобными методами, обретают подобающую оценку.
Державинский мост через речку Студенец в Тамбове. Фото 2013 года
Проверка Державинским мостом
Как только начались земляные работы по заключению Студенца в коллектор, стали усиливаться протестные настроения в среде горожан. Председатель комитета архитектуры, развития и реконструкции города В. Числин отвечал: «Если бы мост был признан памятником, то у него была бы охранная зона. Сейчас мост памятником не является, поэтому у нас не было причин для отказа в строительстве».
Позднее городская власть активизировала свою защиту, используя тактику нападения: «Сейчас начинают говорить про «замятинский» мост... Говорят там модерновая решетка была… Какая модерновая решетка, откуда она там взялась?! …Сейчас говорят, что мост, который на Советской через Студенец, - это «державинский» мост. Да это неправда всё. Если бы… он вошел в историю как памятник, и на нем должна была висеть табличка…, но сегодня этого не сделано… У нас есть… управление культуры области, которое непосредственно занимается этим».
Вот именно! Почему госорган охраны памятников (управление культуры) два года тормозил постановку Державинского моста на учет в качестве памятника, давая возможность городской власти решать свои проблемы любым удобным ей способом?
Понимая, видимо, уязвимость своей позиции, сегодня по другому мосту госорган уходит от прежней политики отрицания, а предлагает городским структурам перестать прикрываться их действиями, а вернее бездействием, а принять на свои собственные плечи ответственность за свои же будущие решения:
Тамбов гордится именем Г.Р. Державина. Его имя носят улица, университет, гостиница, но мост, возведенный при его непосредственном участии, вызывает со стороны чиновников резкое отрицание. Однако в таком положении дел, по-видимому, не только нет ничего удивительного, но, наоборот, проявляется давняя тамбовская традиция. Так, например, история строительства моста рассказывает о том, что при его возведении Державин столкнулся с коррупцией в среде местных чинов, начал с ней бороться, встретил хорошо организованное сопротивление, проиграл, был лишен должности главы Тамбовского наместничества и даже попал под суд, но был оправдан. Вскоре Гаврила Романович был назначен первым в истории России министром юстиции и генерал-прокурором. Удивительно, но и сейчас, через 225 лет, тамбовский мост, вместо самого Державина, заставляет современное общество при принятии решений обратить внимание на государственные законы и простую человеческую справедливость.
2014 год объявлен в России Годом культуры, поэтому кажется, что без имени Державина праздник будет не полным.
Г. Смирновский. Портрет Г.Р. Державина. Начало 1790-х годов
Вид с Державинского моста. Фото 19 апреля 2013 года
Вид с Державинского моста. Фото 27 июня 2014 года