5 июня, в четверг, побывала в селе Золотовка Ржаксинского района Тамбовской области (бывший Кирсановский уезд Тамбовской губернии). Поездку организовал священник Владимир Бокарев, которому нужна была консультация и помощь в украшении интерьера недавно возведенного храма.
Рано утром за нами заехал на машине сын отца Владимира Роман, который живет со своей семьей в областном центре. Наш путь лежал через Рассказово на юго-восток от Тамбова. 90 км преодолели очень быстро и уже через час были на месте. Глаз, устав в городе от ограниченного пространства, радовался сменявшим друг друга разнообразным протяженным панорамам, красивым соотношениям природных цветов - желтого, зеленого, голубого.
Золотовка, как рассказал отец Владимир, до революции составляла часть помещичьего имения, в котором были еще и населенные пункты Медяное и Серебряное. Эти названия, как считается, говорили о доходах, которые села приносили владельцу. Золотовка, имевшая в 1911 году 782 двора, согласно местному преданию, была самой доходной частью данного землевладения.
В 1807 году в Золотовке на средства помещика А.А. Пашкова начали возводить каменный храм, который освятили в 1815 году во имя трех святителей Московских Петра, Алексия и Ионы. В 1928 году он был закрыт, а в 1951 (?) году разобран на строительный материал.
В 2007 году, ровно через 200 лет со дня закладки старого храма, сельчане начали снова строить церковь. Средства на нее собирали всем миром - жертвовали и сами жители села (кто сколько мог), и те, кто здесь родился, но давно уже не жил, и те, кто вел отсюда свои семейные корни. Отец Владимир говорит, что порой события развивались чудесным образом. Например, только после закладки фундамента нового храма в 2007 году они узнали о 200-летней дате. Другой пример: в прежнем храме была местночтимая икона Божией Матери, имевшая иконографию Почаевской, и строителей новой церкви случайно нашли на Украине, именно в Почаеве (они что-то возводили в соседнем селе Булгаково, поэтому с ними вскоре договорились и о работах в Золотовке).
Многие сельчане с самого начала непосредственно участвовали в строительстве. Один из них - отец Владимир, житель ближайшей деревни Калиновка, который тогда не был еще священником.
Однокупольный храм с колокольней поставили рядом с местом прежнего, освятив в 2013 году во имя святителей Московских. Он достаточно пропорционален и строен. Может быть, не очень продумано оформление деталей, которое немного портит общее впечатление.
Внутреннее пространство храма небольшое, неплохо организованное. В его оформлении устроители пытались, насколько возможно, уйти от использования современных материалов, которые создают ощущение одинаковости помещений самых разных назначений. Ведь порой, зайдя в храм, испытываешь устойчивое ощущение, что ты находишься в современном офисе или супермаркете. Поэтому при создании храмовых интерьеров, уверена, надо делать всё, чтобы избегать подобных впечатлений.
Резные Царские врата работы XIX века были приобретены в Кирсанове. Верхняя их часть, утраченная, была восстановлена.
Царские врата по-настоящему царят над всем остальным иконостасом, который на их основательно-художественном фоне выглядит конструкцией все-таки временной. Отец Владимир и сам это понимает и надеется в будущем сделать настоящий деревянный резной тябловый иконостас.
Надо сказать, что отец Владимир, который в ближайшие дни будет защищать диплом в Тамбовской духовной семинарии, очень чуток к красоте церковного искусства, имея это свойство души, видимо, с рождения, что встречается не так часто. Он с большим удовольствием и, вместе с тем, с благоговением показывал нам старинные иконы. Некоторые из них действительно очень хорошо написаны.
Икона трех святителей Московских стояла в местном ряду иконостаса разрушенного храма, потом хранилась у местных жителей, а теперь передана в новую церковь.
Нам было предложено осмотреть клирос, расположенный на втором этаже - там, откуда свисают растения (на нижнем фото).
Мы поднялись на клирос. Отец Владимир предложил что-нибудь спеть, испытав акустику. Вера Дмитриевна Орлова, преподаватель ТГУ им. Г.Р. Державина и Тамбовской духовной семинарии, с которой мы совершали это путешествие, немного стушевалась, сказав, что может только подпевать. Поэтому почетная возможность опробовать акустические возможности храма была предоставлена мне. Отец Владимир и Вера Дмитриевна тут же подстроились. Пение звучало прекрасно!
На фото ниже - вид на иконостас с клироса.
Затем мы пошли смотреть устройство колокольни.
На колокольне 9 звонов. Колокола выглядят очень солидно.
Отец Владимир зазвонил, используя форму существующего у них звона, а потом предложил попробовать и нам.
Сейчас в России возрождается старая традиция, когда с Пасхи до Троицы в колокола могут звонить все желающие - и звонари, и обычные прихожане. Когда мы учились в Москве, то были свидетелями, как эта традиция только-только возвращалась в жизнь.
Воспользовавшись предложением отца Владимира, сначала позвонила Вера Дмитриевна. А потом и я, осторожно попробовав звук всех колоколов, изобразила какую-то простейшую мелодию из 4-5-х нот, наподобие "В траве сидел кузнечик". О том, что наш "трезвон" был услышан в округе, засвидетельствовал очнувшийся от дневных забот петух, который несколько раз прокукарекал в ответ.
С колокольни мы опять спустились в храм, где дневное освещение успело измениться. Мы еще раз осмотрели и обсудили вопросы оформления пространства, а я повторно сфотографировала все иконы.
Отец Владимир мечтает, чтобы у храма росли деревья и цветы. И не просто мечтает, но и делает. Вокруг здания уже высажены елки, для полива которых воду приходится привозить на машине.
Недалеко от храма, чуть далее того места, где когда-то стояла старая церковь, оборудована небольшая голубятня с редкими породами птиц. Отец Владимир с сыном Романом выпустили голубей, которые, немного полетав, привычно расселись на храмовые кресты.
Потом все вместе мы поехали к источнику.
По дороге мы остановились у речки Сухая Ржакса, чтобы пофотографировать. Ее ширина не превышает ширину нашего тамбовского Студенца. По берегам реки везде лежали стволы упавших деревьев. Оказалось, что это результат работы бобров, которые здесь водятся.
Во дворе местной школы ребятишки играли в мяч.
Когда мы с Романом подъехали к источнику, машина отца Владимира уже стояла там, у оврага, по которому бежал ручеек.
На краю оврага стоит деревянный крест, а вниз, к источнику, ведет деревянная лестница.
Вода в источнике ледяная, даже зубы от нее ломит. А кругом - такое разнотравье!
Напившись воды из источника, полюбовавшись полевыми цветами и травами, сельским пейзажем, мы еще какое-то время стояли у машин и разговаривали. Уезжать не хотелось. Однако пора было и честь знать.
Обратную дорогу я думала о том, что сейчас, когда государство уходит из села - закрывает (оптимизирует) дома культуры, школы, больницы, - в качестве единственных культурных центров здесь остаются церкви, как зачастую бывало до революции. Храм был на селе едва ли не единственным местом, где простой человек мог приобщиться к возвышенному и прекрасному, а священники и их матушки были главными носителями всех современных знаний. В такой ситуации большая ответственность ложится на плечи священников.
Как бы не относилось современное разношерстное в идейном плане общество к нынешней Церкви, следует признать, что вскоре лишь одна она будет не давать селу окончательно умереть. Пример того - храм в Золотовке, вокруг строительства которого объединились люди. Кто-то приобщился к общему делу путем пожертвований, кто-то работал и работает сам, своими руками штукатуря стены, выкладывая деревянный пол, выпиливая иконостас, разводя цветы, звоня во все колокола.