Еще совсем недавно утверждалось, что следы державинского времени в Тамбове стерты безвозвратно и навсегда, что от того периода сегодня не сохранилось никаких построек, никаких городских видов. Однако при более внимательном рассмотрении данной темы оказывается, что это не так. Тамбов - единственный в России город, который может считаться именно державинским и с этим определением войти в историю градостроительства и архитектуры.
Тамбов, основанный в 1636 году как город-крепость, преградивший путь нагайским и крымским татарам, которые ходили через «дикое поле» разорять Московское государство, к середине XVIII века окончательно утратил свое стратегическое военно-пограничное значение. В 1779 году, ровно 235 лет назад, он стал центром Тамбовского наместничества.
В 1781 году императрица Екатерина II, занимавшаяся перепланировкой населенных мест, утвердила регулярный план Тамбова, по которому он впоследствии и строился. Казалось бы, с точки зрения градостроительства, по времени начала регулярной застройки, сохранившей ныне свои основные черты, город можно считать екатерининским, однако личность Г.Р. Державина и его активная деятельность на посту правителя наместничества претендуют на особую роль в истории. И, более того, благодаря имени Державина Тамбов приобрел свое немаловажное значение не только в своем регионе, но и в России.
Конфирмованный план города Тамбова 1781 года
Когда 4 марта 1786 года Державин прибыл в наместнический центр, его центральная часть была очищена от ветхих строений, готовясь принять новый облик, а в планы города архитектором Н.А. Львовым были внесены изменения, связанные с более серьезной привязкой к рельефу местности.
Некоторые каменные здания в центре Тамбова начали возводить до Державина, но именно ему предстояло составить и подписать инструкцию, регламентирующую порядок получения разрешений при отводе земли владельцам и согласований планов и фасадов новых зданий. Он также разработал механизм осуществления строительства домов в наместническом центре и уездных городах.
Державин на практике утвердил основы классицизма в градостроительстве Тамбова ("чтоб наблюсть порядок и симитрию" - см.
здесь и
здесь), организовывал строительство
народного училища,
театра,
Московских ворот, Вознесенского женского монастыря. И хотя в 1787 году, «по причине наставшей внезапно войны», осуществить закладку казенных зданий на центральной площади ему так и не удалось, а все работы были надолго свернуты, каменный
мост через речку Студенец (ныне на улице Советской; действующий), соединивший две части города, он смог возвести. Любопытно, что в основание моста были положены кирпичи от разобранного архиерейского двора, построенного святителем Питиримом Тамбовским в конце XVII века.
Возведенный при Державине большой кирпичный завод после его отъезда из города сыграл большую роль в строительстве, правда, прежде всего, церковном. Тогда началась постройка соборов в Казанском и Вознесенском монастырях, активизировалась стройка в Трегуляевском Иоанно-Предтеченском монастыре. Оформившийся ансамбль Казанского монастыря вскоре стал главным украшением города. Такого напряжения строительной энергии в Тамбове не будет наблюдаться потом еще очень долго.
Важно, что городу предстояло жить и развиваться по разработанным при Державине планам. Сетка прямых улиц разбила пространство на регулярные кварталы, где строго соблюдалась красная линия улиц (по ней были выстроены фасады казенных зданий и домов городских усадеб). В этих рамках в последующие века появились здания разных архитектурных стилей и направлений. Таким облик губернского города дошел до нас на фотографиях почтовых карточек конца XIX - начала XX веков.
В Тамбове державинском прекрасно уживались классицизм, эклектика, модерн, а потом и конструктивизм со сталинским ампиром. Такое гармоничное единство достигалось благодаря тому, что при строительстве соблюдались заложенные при Державине масштаб и пропорции зданий, которые были соразмерны величине кварталов и улиц.
Разрушение державинского Тамбова началось в 1930-е годы со сноса храмов, часто стоявших на пересечении улиц и игравших роль главных градостроительных ориентиров. Во второй половине XX века этот процесс ускорился, а в начале XXI столетия приобрел катастрофический, необратимый характер: стали разрушаться структура кварталов и красные линии улиц, в историческом центре города началась точечная застройка безликими многоэтажными домами, искажающими его исторический силуэт и уродующими до неузнаваемости городской пейзаж.
Несмотря на то, что имя Державина используется в сегодняшнем Тамбове повсеместно, на деле происходит непоправимое - державинский город исчезает на глазах. Действия власти, продекларировавшей желание сохранить «старый» Тамбов, к сожалению, имеют поверхностный, формальный характер. Все они сводятся лишь к приведению в порядок обветшалых фасадов зданий, но никак не касаются важнейших проблем градостроительства, от которых по-настоящему зависит облик города.
Если в сознании горожан все-таки что-то изменится и начнет сохраняться именно державинский Тамбов, то, я уверена, эти старания не пройдут даром, обретя важный смысл и значение. Сберегая все, что связано с Державиным, для будущего, будет сохранен невосполнимый капитал - индивидуальное лицо города. Этот капитал впоследствии многократно приумножится и станет работать на благо Тамбова.