В последнее время перестала помещать сюда плоды своего сотрудничества с газетой "АиФ". Восполню пробел статьей, вышедшей в сегодняшнем номере, о снесенной в 1930-е годы Казанской часовне. Ранее писала об этом в своем Журнале
здесь. Вступление к статье, которое посвящено практическим предложениям, - не моё.
На Центральном рынке Тамбова завершается строительство очередного торгового центра, который встал на месте снесённой в 1930-е годы Казанской часовни.
Казанская часовня
В XIX веке в Тамбовской губернии не раз вспыхивали эпидемии холеры: в 1830, 1848-1849, 1855 и 1871 годах. Особенно страшным для местных жителей стал последний из этих годов, когда начальные случаи болезни были зафиксированы весной, а летом она стала свирепствовать в полную силу. Заболевание начиналось у человека неожиданно и развивалось так бурно, что смерть наступала через восемь, пять и даже два часа, унося в городе с 35-тысячным населением в сутки по 180 жизней. Протоиерей Варваринской церкви Стефан Ненароков так описывал ситуацию: «…не было почти дома, где бы не было покойника…, не стало… доставать гробов: плотники и другие рабочие - все разбежались; в городе стало совершенно пусто… Бывало на Большой улице никого не видно… К тому же в это время были ужаснейшие жары, о которых никто в Тамбове не помнит…»
Чудотворная икона
Когда эпидемия азиатской холеры охватила город, в народе возникла мысль о том, что надо ходатайствовать о принесении иконы Вышенской Божией Матери, которая в 1853 и 1861 годах во время холерной эпидемии прославилась чудесами в Моршанске. В Тамбове тогда утвердилось мнение, что только заступничество Богоматери сможет спасти город от распространения губительной язвы. Купцы Иона Попов, Иван Толмачёв, Фёдор Гнусов и Иаков Волгин, ставшие выразителями народного желания, обратились с соответствующим прошением к владыке Феодосию, городскому голове Петру Машкову, а затем в Синод. 6 июля из Синода телеграфировали, что препятствий для принесения образа в Тамбов нет. В Вышу за чудодейственным образом тут же направилась «депутация» в составе названных купцов.
Встреча иконы состоялась в Тамбове 11 июля у Архангельской церкви, располагавшейся на Моршанской улице, куда крестными ходами ото всех храмов толпами стекались горожане. После этого события число умерших людей от холеры каждый день стало сокращаться, что ещё больше укрепило веру.
Построение часовни
В 1874 году для Вышенского образа на Базарной площади силами мещан Ионы Попова и Ивана Толмачёва возвели часовню во имя иконы Казанской Богоматери. В 1875 году церковное здание освятили.
В часовне хранилась копия Вышенского образа, которую в 1876 году написал епископ Феофан (Затворник Вышенский). На оборотной стороне иконы была сделана надпись: «Истинное изображение, мера и подобие с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вышенской пустыни, полученное тамбовскими гражданами в благословение от преосвященного Феофана, бывшего епископа Тамбовского и Шацкого, им самим собственною рукою написанная в 1876 г. июня 11 дня».
Иконостас для часовни сделал московский мастер Соколов за 250 рублей, а иконы были написаны жителем Тамбова Иваном Гладышевым, окончившим Академию художеств. Стены здания были расписаны масляными красками.
Препятствия со стороны МВД
С 1871 года подлинная икона Вышенской Божией Матери каждый год «гостила» в Тамбове, но в 1877 году для того возникло препятствие со стороны МВД. Управляющий министерством князь Лобанов-Ростовский посчитал, что «установление новых крестных ходов в самую рабочую пору крайне неблагоприятно отзовётся на экономических и хозяйственных силах… простолюдина, так как подобные крестные ходы постоянно сопровождаются толпою народа, покидающего свои обыденные занятия и нередко предающегося безобразному пьянству».
Синод пытался убедить чиновников, что крестный ход с иконой, как повторяющийся три года, не может рассматриваться как установление нового, что его запрещение неблагоприятно повлияет на религиозное чувство населения. Генерал-адъютант Тимашёв отвечал, что он разделяет взгляд князя Лобанова-Ростовского. Однако, как он писал, «если воспрещение… может неблагоприятно повлиять на религиозное чувство населения, то он полагал бы крестный ход этот перенести на другое время, или соединить его с каким-либо местным праздником, когда рабочие и без того свободны от занятий, чтобы… избежать увеличения числа нерабочих дней… простолюдина».
Смириться с таким положением дел городское общество не могло, поэтому уполномоченные от городской думы лица Александр Швечиков и Григорий Богословский отправились в Петербург хлопотать о проведении крестного хода. Наконец, 12 мая из Синода в Тамбов, на имя губернатора, была прислана телеграмма, в которой говорилось, что перенесение иконы Вышенской Божией Матери разрешалось ежегодно с 15 мая по 10 июня. В сентябре того же 1877 года Духовная консистория приняла решение приписать часовню Казанской Богоматери к градскому Троицкому собору, стоявшему на Базарной площади.
В первое десятилетие советского периода здание часовни использовалось под керосиновую лавку, а в 1930-е годы было снесено.
Марина Климкова