Для чего в 1702 году на праздник Крещения делали в Москве на реке, напротив Кремля, прорубь такого большого размера - 4х4 м?
Голландский путешественник Корнелий де Бруин (Корнилий Лебрен) пишет:
«…В столичном городе Москве, на реке Яузе (?), подле самой стены Кремля, во льду сделана была четырехугольная прорубь, каждая сторона которой была 13 футов, а всего, следовательно, в окружности прорубь эта имела 52 фута. Прорубь эта по окраинам своим обведена была чрезвычайно красивой деревянной постройкой, имевшей в каждом углу такую же колонну, которую поддерживал род карниза, над которым видны были четыре филенки, расписанные дугами; в каждом углу этой постройки имелось изображение одного из четырех Евангелистов, а наверху - два полусвода, посреди которых водружен был большой крест.
Сказанные филенки, расписанные извнутри, изображали апостолов и других святых. Самую красивую часть этой постройки, на востоке реки, составляло изображение Крещения Господа Бога нашего во Иордани Иоанном Крестителем с предстоящими по правую руку четырьмя ангелами без всяких других изображений. Каждая из наружных филенок имела на себе изображение ангельских головок с крыльями, три внизу и два сверху. На западной стороне воды в проруби были сделаны четыре ступеньки, на конце одной из коих прикреплена ступенька довольно значительного весу, для того чтобы можно было сойти вниз, к воде…
На краях самой воды, или проруби, с западной стороны воздвигнуты были три деревянных алтаря, изящно убранных, покрытых тоже изящными красными покровами. Четыре двери открывали вход в это здание, по одной с каждой стороны, и главная дверь была к югу от Кремля. Они были также расписаны, но не так искусно и представляли изображение священных предметов.
Обозревши все это хорошенько, я взошел на пригорок, находившийся около Кремля между двумя воротами, именно: поблизости ворот, называвшихся Тайницкими или Тайными, через которые должен был проходить крестный ход. Он начал приближаться к 11 часам, вышед из церкви соборной, т.е. из места собрания святых, главнейшей из московских церквей в Кремле.
Описанный обряд, продолжавшийся до 2 часов пополудни, привлек чрезвычайно огромную толпу народа, которую стоит посмотреть, и она представляла довольно приятное зрелище на реке. Так как Кремль стоит на некоторой возвышенности, то от него видны были тысячи народа, мужчин и женщин, толпившихся до самых стен и в стенах его.
Когда мы, возвращались назад, пришли к кремлевским воротам, то встретили там такую давку, что насилу выбрались из оной. Таким образом, любопытство наше обошлось нам довольно дорого, не говоря уже о том, что было опасно оставаться на холодном снегу такое продолжительное время…
Весь этот ход состоял единственно из духовенства, за исключением только нескольких человек мирян в светских платьях, которые шли впереди и несли хоругви, укрепленные на длинных древках. Духовенство все одето было в свое церковное облачение, которое было великолепно. Священники низшего чина и монахи в числе двухсот человек шли впереди, предшествуемые множеством певчих и мальчиков, принадлежавших к хору, одетых в светское платье, и каждый держал в руках книгу.
По правую и левую руку шли вооруженные солдаты и скороходы, имевшие только трости, которыми они расчищали место, открывая путь шествию и сохраняя хороший порядок.
Прибыв в таком порядке на берег реки и закончив обряд, продолжавшийся добрые полчаса, митрополит приблизился к воде и погрузил троекратно в оную крест, произнося, подобно тому, как делает это обыкновенно Патриарх, следующие слова: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое!» Затем все возвратились в Кремль».
Путешествие через Московию Корнелия де Бруина // Иностранцы о древней Москве: Москва XV-XVII веков. М., 1991
Набережная реки Цны в Тамбове с видом иордани. Фото начала ХХ в.