Деревянная скульптура из села Канищево

Dec 20, 2013 19:43

Друзья по жж обращаются ко мне с разными вопросами, касающимися истории и культуры Тамбовского края и самого города Тамбова. Хотя на некоторые из них я ранее  ответила, все же продолжает сохраняться основательный список, поэтому пора, видимо, всерьез взяться за ответы. Сразу скажу, что не обещаю давать большую, исчерпывающую информацию, поскольку ( Read more... )

Моршанский музей, скульптура, Канищево, Тамбовский край

Leave a comment

Comments 15

georgy_1970 December 20 2013, 16:13:46 UTC
Весьма поучительно. Но... не моё. На воинов с оружием хочется поглядеть.) А Вам, Марина, спасибо!)

Reply

marina_klimkova December 20 2013, 16:23:02 UTC
Обратила внимание на то, что для современных людей эта скульптура бывает трудна для восприятия, в отличие от иконы, написанной на доске (т.е. изображения на плоскости). А ведь раньше, судя по многочисленным музейным коллекциям, всё было по-другому.

Объясняется это тем, что раньше эта резная скульптура была одним из звеньев иконостаса, одной из декоративных частей единого целого. А сейчас она "спустилась" вниз, в наше пространство. Однако для такого разглядывания на близком расстоянии она предназначена не была, поэтому и вызывает порой отторжение.

Reply

georgy_1970 December 20 2013, 16:26:57 UTC
Да. Выходит так...

Reply

s16_n425 December 20 2013, 16:54:30 UTC
...Однако для такого разглядывания на близком расстоянии она предназначена не была, поэтому и вызывает порой отторжение...

Вспомнились барельефные иконы Вознесенского собора Ельца,

фото 25, 26, 27 http://s16-n425.livejournal.com/15850.html (находятся очень высоко, здесь видно http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/105254627.23/0_9af50_8ed2557a_orig.jpg)

Reply


raseyskiy December 20 2013, 18:28:28 UTC
Спасибо за интересную информацию.

Reply

marina_klimkova December 20 2013, 19:42:32 UTC
Ох, наконец-то я свое обещание выполнила:)
Надеюсь этот материал Вам пригодится.

Reply

raseyskiy December 21 2013, 05:56:18 UTC
Да, подтверждает версию о постепенной миграции на юг, согласно изменению границы государстваа.

Reply


s16_n425 December 20 2013, 20:11:49 UTC
<...При дальнейшем размышлении начинаешь понимать, что некоторые «преувеличения» и своеобразный «примитивизм» могут быть оправданы как с точки зрения понимания пространства Тихвинской церкви и местоположения в нем скульптурной композиции ( ... )

Reply

marina_klimkova December 21 2013, 09:16:54 UTC
Посмотрела Ваши фото. Действительно, издали скульптура производит очень гармоничное впечатление, а вблизи возникает ощущение грубости лепки.

Такой прием можно наблюдать не только в скульптуре, предназначенной для высоких мест, но и в церковной мозаике, и в росписях. Легче всего это объяснить неумением мастера, хотя и такое бывает, но иногда видишь, что деформация произведена вполне сознательно.

Reply

s16_n425 December 21 2013, 09:32:28 UTC
...но иногда видишь, что деформация произведена вполне сознательно...

Совершенно верно.

Reply


makatyn December 20 2013, 20:22:49 UTC
Трудно поверить в то,что в деревнях жили художники высочайшего уровня.В далёких и глухих сёлах огромной российской губернии.
Хотя может их на время выписывали из столиц.
Как то,лет 20 назад нашёл в шацком селе икону,нарисованную на куске фанеры,с обратной стороны просто рисунок.
Богоматерь с младенцем.Краски очень хорошо сохранились.Знакомая тоггда сказала,что младенец на иконе очень похож выражением лица на местных деревенских детей.

Reply

marina_klimkova December 21 2013, 09:31:01 UTC
А ведь жили! Многие из них получили навыки художников и скульпторов при дворянских усадьбах. Некоторые на средства помещиков даже учились в Академии художеств (т.е. становились профессионалами высшего класса). Богатые помещики были заинтересованы в таких мастерах, особенно в период расцвета усадебной культуры, когда строились усадебные комплексы с парками, создавались домашние библиотеки, картинные галереи, оркестры и театры. При дворянских усадьбах порой работали целые династии крестьян-архитекторов и художников, от которых художественное мастерство передавалось и народным умельцам-самоучкам.

Reply


nuta58 December 20 2013, 21:17:30 UTC
впервые такое вижу :) Как мило, правильно и здорово, спасибо большое!

Reply

marina_klimkova December 21 2013, 09:35:10 UTC
В 16-18 веках церковная скульптура была очень распространена. Об этом рассказывают музейные коллекции в самых разных уголках нашей страны. Сейчас эти собрания стали изучаться и публиковаться, вызывая каждый раз удивление и восхищение своим разнообразием.

Reply


Leave a comment

Up