Белые пятна и черные дыры тамбовской археологии

Oct 30, 2012 23:12


В своем журнале vetumtrud опять поднял тему, связанную с находкой в Моршанском районе Тамбовской области монет Римской империи I-II вв. н.э. Ранее я предположила, что они могли быть частью коллекции Б.П. Мансурова, которая хранилась в дворянской усадьбе при селе Глазовка его сыном (см. здесь и здесь).

Сегодня к обсуждению проблем современной археологии («белой» и «черной») подключаются все большее количество людей - археологов-профессионалов, музейных сотрудников, любителей-копателей, просто интересующихся людей. А мне, как ни странно, хотелось бы услышать мнение тех, кто ранее жил на моршанской земле, кто сам занимался археологией, создавал музей, спасал ценности из дворянских усадеб - Петра Петровича Иванова. Мне представляется высшим актом демократии выслушать тех, кто уже не сможет высказаться...



П.П. Иванов. Фото 1930-х гг. (?)

Такую возможность дают документы, хранящиеся в Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО). Приведу здесь два из них. Один был составлен П.П. Ивановым, другой - столичным эмиссаром по спасению памятников искусства и старины в провинции В.А. Петровым.

«В Тамбовское Управление по делам

Музеев и охране памятников старины и искусства

Января 13 дня 1924 г.

Необходимо принять меры к охране памятников археологического значения, как-то: курганов, городищ, могильников и т.п. Некоторые курганы и городища распахиваются и замечается хищническое отношение местных граждан к этим памятникам; находимые тайно предметы в могильниках, городищах, иногда могильные клады расхищаются и по невежеству граждан уничтожаются. В середине лета 1923 года близ города Моршанска был найден монетный клад, состоящий из серебряных монет XV, XVI веков; почти весь клад был расхищен, в местный музей попало очень мало монет, потому что местная власть не оказала своего содействия Музею в сохранении этой археологической находки. В циркуляре Губмузея уездным Музеям от 5-го Ноября 1923 г. за №259 нет указаний никаких на этот предмет; следовательно, необходимо получить особое предписание Губмузея уездным Музеям в виде циркуляра с разъяснением, как и чем руководствоваться при принятии мер охраны означенных памятников. Желательно незамедлительно получить от Губмузея предписание Моршанскому Музею, чтобы к весне издать особое постановление войти в контакт с уездной властью, с Волисполкомами, что разуметь под словом произведение искусства и старины, имеющие Музейную ценность?

Картины известных мастеров, гравюры, мебель, иконы, фарфор, материи и другие антикварные вещи, или предметы, особо имеющие уникальное значение и находящиеся у частных лиц, знающих уже ценность этим предметам?

Лишь стоит только напечатать в местной газете о том постановление, как имеющие музейные и не музейные ценности граждане поспешат припрятать, что имеется из указанных ценностей, и тогда цели не достигнуть. Опыт уже такого постановления был в Моршанске в 1918 г. Заведующим местным архивом в местной газете было напечатано объявление об учете памятников старины и искусства, и никто ничего не зарегистрировал. Для того чтобы в этом деле получился успех, прошу дать основательные указания и разъяснения.

Заведующий истор.-археолог. музеем П. Иванов».



П.П. Иванов. Фото 1930-х гг. (?)

Инструктор научно-архивного подотдела при Тамбовском губернском отделе народного образования В.А. Петров, командированный 20 мая 1919 года в Моршанский уезд, писал в отчете: «Из ракшинского имения архивный материал еще до моего приезда в Моршанск был вывезен вместе с библиотекой в Моршанск и хранится во внешкольном подотделе. Причем при разборе библиотеки я обнаружил восемь рукописных томов, принадлежащих Б.П. Мансурову и относящихся к поездкам его на Восток, в Палестину в половине прошлого столетия. Материал этот представляет большую ценность как первоисточник в историческом и археологическом отношении, и мною… сделано предложение о временной передаче его в уездный архив, впредь до решения вопроса о дальнейшем его помещении… в центр. Библиотека также представляет большую ценность как выходящая за рамки обычной помещичьей библиотеки ввиду наличия в ней систематического подбора книг по Востоку и египтоведению. Исполняя поручение Музейного подотдела, я интересовался также обстановкой, картинами и другими имеющимся художеств. цен<ными> вещами в назван<нных> выше им<ениях>, причем оказалось, что обстановка в обоих имениях Безобразовых подверглась полному разгрому, картины же, главным образом семейные портреты, находятся частью в Музее в Моршанске, частью в Хлыстове в д. Скороходове, куда они были вывезены местным культурно-просветительным отделом. Местной милиции и работникам просвещения мною сделаны кое-какие указания для выяснения местонахождения расхищенных вещей».

клад, Мансуров Б.П., Иванов П.П., археология, Тамбов

Previous post Next post
Up