Ранее рассказывала, как мы с москвичами, сотрудниками музея имени Андрея Рублёва,
гуляли по Тамбову. Среди них был искусствовед, хранитель фонда икон Жанна Григорьевна Белик, с который мы вчера познакомились. На прощание Жанна подарила мне две свои только что изданные книги (альбома): "Иоанн Креститель" и "Апостол Иоанн Богослов". В качестве изобразительного материала в них собраны самые известные иконы, иллюстрации рукописных книг и другие предметы декоративно-прикладного искусства из фондов ведущих российских музеев. Особенностью этих изданий является то, что в них рассказывается о сложных профессиональных вещах простым, доступным языком.
Знакомясь с подаренными книгами, я продолжаю недоумевать: почему приезд москвичей остался вне поля зрения нашего музейного сообщества, самой системы культуры? Ведь с такими людьми как, например,
Яна Зеленина или Жанна Белик (известными, издающими свои книги), можно было организовать встречу, на которой они могли бы поделиться профессиональным опытом, рассказав много интересного. Такая встреча была бы полезной и для частных коллекционеров, поскольку Яна и Жанна являются экспертами в области иконы, прекрасно знают все иконописные школы, легко устанавливают датировки памятников.
В связи с этим меня не перестает удивлять "самодостаточность" тамбовчан/тамбовцев, которые удивительно нелюбопытны, уверенные, видимо, в том, что они обладают всей полнотой знаний в своей профессии. Чем, интересно, это объясняется? Внутренней ограниченностью и замкнутостью, сосредоточенностью исключительно на себе? Культурным оскудением? Равнодушием к своему делу? Является ли это характерной особенностью характера тамбовчан/тамбовцев или эта тенденция является ныне общей для страны?