Начала читать попавшуюся под руки книгу писателя и художника Рокуэлла Кента «Гренландский дневник». Нельзя сказать, что очень увлекает (слишком описательно, не по моему характеру). Хочется более активного развития сюжета, какой-то драматургии или всяких там размышлений, обобщений. Наконец добралась до раздумий о жизни, культуре, искусстве:
«Я смотрю из окна на поселок. Игдлорссуит подобен сцене, на которой развертывается бесконечная эпическая драма жизни ее обитателей. Там, на солнце и в тени, в дождь и в снег, в ветреную и тихую погоду, днем и ночью, как бы под влиянием стихий и времени, сообщающих свое настроение каждому дню и часу этого спектакля, люди выходят из своих домов и со всем совершенством полной безыскуственности разыгрывают свои роли…
Рокуэлл Кент. Покой и свобода. Мэнское побережье
Это - эпическая драма, так как она одновременно гренландская и общечеловеческая. Ее составные элементы - необходимая основа любой человеческой жизни здесь. Разыгрывается эта драма подобно тому, как это происходит в Байрейте или в Обераммергау, но в обстановке и в костюмах здешней единственной, особой культуры, которая по своему характеру, по духу свободы лучше всего подходит для самовыражения. Эти места, где климат то теплый, то резко холодный, все окружение, в котором эта культура созрела, наилучшим образом способствует тому, чтобы человек здесь сыграл роль человека…
Сегодня рано утром облака разошлись, и как будто поднялся занавес. Сначала все было серым. А потом показались низкие горы. Отсветы красок зари поползли по ним, и горы стали яркими. Затем вдруг где-то сквозь облачный покров прорвался настоящий сноп солнечных лучей и упал на далекую, убеленную снегом горную вершину. И в этом блеске все, что раньше казалось ярким, как бы скрылось в тени. Весь день облачная завеса висела чуть ниже самых высоких горных вершин. Вечер послужил сигналом, по которому завеса поднялась. Порой все было видно, все было ясно, но иногда начинал идти снег и закрывал округу. Море было подвижно, только прилив проносил мимо нескончаемую вереницу маленьких айсбергов. Они похожи на лодку Лоэнгрина, влекомую лебедями, подумал я.
Иногда, описывая цветок, говорят, что он так прекрасен, будто сделан из воска. Так и сейчас я описал море и горы, окружающие Игдлорссуит, пользуясь понятиями полотна, картона для композиции и красок. Но сведЕние бесконечного к понятиям, доступным человеческому разуму, это все, чего только могут достигнуть искусство и наука или что они могут попытаться сделать. Это и есть функция искусства и науки, раз мы признаем ограниченность человеческих возможностей».
Рокуэлл Кент. Гренландцы. Близ Годховна
Рокуэлл Кент. Гренландский берег
Рокуэлл Кент. Начало ноября. Северная Гренландия
Рокуэлл Кент. Охотники на тюленей. Северная Гренландия
Рокуэлл Кент. Солнечный блеск