Кугушев

Oct 22, 2012 23:41


Большим сюрпризом Феофановских чтений лично для меня был приезд в Тамбов Александра Дмитриевича Кугушева, потомка княжеского рода и родственника Боратынских. Он привез с собой много интересных документов и подлинных дореволюционных фотографий.

Кугушевы роднились с Боратынскими не в одном поколении, но наиболее интересная фамильная история выстроилась по линии дяди поэта - контр-адмирала Ильи Андреевича Боратынского, дочь которого, Надежда Ильинична (1828-1900), вышла замуж за князя Ивана Васильевича Кугушева (1819-1885).

Так случилось, что 15 лет назад мы через одного нашего приятеля познакомили тамбовского коллекционера Владимира Георгиевича Шпильчина с Ольгой Ильничной Кугушевой - матерью упомянутого ранее Александра Дмитриевича, которая жила в Яхроме. Как ни странно, это событие явилось поворотным в моей судьбе.





Тогда я с энтузиазмом занималась изучением церковного искусства, в частности, коллекции деревянной скульптуры Моршанского музея. Ездила в Моршанск, делала публикации в журналах, собиралась издавать каталог. Однако после того как Владимир Георгиевич стал переписываться с Кугушевой, он почему-то твердо уверовал в то, что я должна стать «боратыноведом» и переключиться со скульптуры на усадебную культуру. Конечно, об этом он мне напрямую не говорил, очевидно, опасаясь быть навязчивым. Но с тех пор Владимир Георгиевич стал приезжать к нам домой почти каждую неделю, и всегда не с пустыми руками: то книгу какую-нибудь дореволюционную с автографом показать привезет, то фотографии, то копию портрета из своей коллекции. И переориентировал-таки меня на Боратынских! Забросила я свою скульптурную тему, засела на несколько лет в архивах, увлеклась. Так постепенно вырисовалась книга «Край отеческий…»: История усадьбы Боратынских», которая была издана в 2006 году в Петербурге.

И вот теперь на Феофановские чтения приезжает Александр Дмитриевич, а я, наверстывая упущенное, выступаю с докладом о моршанской скульптуре. Все повторяется: скульптура, Кугушевы… К чему бы это? Но сейчас, надеюсь, никакого поворота судьбы не будет. Современная реальность такова: Кугушев интересен, прежде всего, тем, что его семья является хранительницей около 400 писем Феофана Затворника. Наставления «вышенского богомольца», адресованные Анастасии Ивановне Кугушевой-Боратынской, были изданы книгой «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?»

Александра Дмитриевича я знала заочно вот по этой фотографии:



Александр Дмитриевич Кугушев. Фото 1969 г.



Фото 19 октября 2012 г.




Кугушев А.Д., Феофановские чтения, Шпильчин, Тамбов

Previous post Next post
Up