Тамбовский ЯК-50 или Друзья, нужна помощь!

Jul 22, 2013 22:13

С тамбовским аэроклубом у меня связана детская история. Мы с моей подругой Верой, когда учились в школе (в классе 6-м, 7-м), хотели записаться в парашютисты. Однако нас не взяли - годами не вышли. Тогда летом мы стали ходить каждый вечер в городской сад, где стояла парашютная вышка, и прыгать с нее (благо жили рядом, за Вечным огнем, на улице Б. Федорова). Сначала пошли вдвоем или втроем (не помню), а потом с нами стали ходить все дворовые подростки - мальчишки и девчонки: кто-то прыгал, а кто-то просто глазел. Наше массовое паломничество к вышке продолжалось около двух недель (помню, что я прыгнула ровно 13 раз). А потом к этому занятию охладели, так же внезапно, как и загорелись. Затем и сам аттракцион из горсада исчез; у меня даже нет его фотографии.

Оригинал взят у vetumtrud в Тамбовский ЯК-50 или Друзья, нужна помощь!
Может быть кто-то поможет пролить свет на историю самолета ЯК-50, установленного в 70-х годах перед зданием тамбовского аэроклуба? Самолет могут продать или отправить на металлолом, между тем, есть информация, что нам летала Светлана Савицкая. Вроде бы в 70-х годах его специально своим ходом пригнали в Тамбов из Ленинграда. Но дело даже не в этом, просто хочется сберечь этот памятник. Тем более, самолетов ЯК-50 в России, говорят, осталось немного.



За самолетом-памятником на Студенецкой охотятся коллекционеры
Тамбовчане переживают, что ДОСААФ может продать ЯК-50, на котором летала Светлана Савицкая

Учебно-тренировочный самолет ЯК-50, установленный на постаменте возле бывшего здания тамбовского аэроклуба практически все тамбовчане знают с детства. Он давно стал одним из символов нашего города, имеющего, кстати, богатые авиационно-спортивные традиции. О них, кстати, напоминает и мемориальная доска на старинном здании. Впрочем, сейчас под большим вопросом судьба этого здания и собственно самолета, установленного рядом.

Об истории этого памятника почти ничего не известно, старожилы говорят, что раньше на месте теперешнего ЯК-50 стоял другой самолет - ЯК-18Т, но в 70-х годахъ прошлого века его поменяли. Мол, нынешний самолет специально перегнали в Тамбов из Ленинграда, чтобы поставить на постамент. На этом ЯК-50 вроде бы летала летчик-космонавт Светлана Савицкая - заслуженный мастер спорта, пилот и парашютистка.

- К сожалению никаких документов на самолет мы найти не смогли, - рассказывает руководитель музейно-выставочного комплекса областного краеведческого музея, почетный гражданин Тамбова Игорь Николаев. - Поэтому документального подтверждения нет, есть только воспоминания очевидцев. Ясно одно - этот самолет должен остаться городским достоянием и его надо сохранить в виде памятника.

В прошлом году в Тамбове много говорили о печальной судьбе аэроклуба, у которого накопилось множество долгов. Говорили о том, что тамбовский аэроклуб как самостоятельная структура прекратил свое существование и его планируется «влить» в липецкий клуб так же как и воронежский.




Пока создание автономной негосударственной общественной организацией «Липецкий аэроклуб ДОСААФ» находится в зародышевом состоянии и все остается как есть, - рассказал глава липецкого аэроклуба Евгений Шиповский. - Создание АНО планируется к 2015 году, а пока мы по старой дружбе предоставляем наш самолет для совершения прыжков тамбовским парашютистам.

Между тем, в Тамбове говорят, что наш аэроклуб для того, чтобы расплатиться с догами планирует продать здание на Студенецкой и установленный рядом самолет. За самолетом, якобы, давно уже охотятся коллекционеры авиационной техники так как таких ЯК-50 на территории бывшего СССР остались считанные единицы. По словам профессионалов, при некотором ремонте самолет вполне можно привести в порядок. Купить самолет-памятник пытались уже не раз, при этом некий коллекционер с Украины даже предлагал вместо самолета поставить за свой счет гранитную памятную плиту на его месте. Коллекционеру тогда отказали.

Продавать его мы ни в коем случае не планируем, - рассказал руководитель тамбовского отделения ДОСААФ Николай Забавников. - Надо сказать, самолет в не очень хорошем состоянии и если к нам, например, обратится городское руководство с просьбой отдать его городу, мы конечно же его отдадим.

В то же время перспективы продажи старинного здания авиаклуба в котором до революции располагался дом трудолюбия, устроенный по инициативе святого Иоанна Кронштадского, весьма реальны. По словам Николая Дмитриевича, по результатам технической экспертизы оно признано аварийным и эксплуатировать его нельзя. В то же время зданию предстоит еще историко-культурная экспертиза так как оно является памятником истории, что впрочем, не мешает продать его по закону на конкурсной основе.

Если мы его продадим, то сможем погасить часть наших долгов, а так же направить средства на ремонт одного-двух имеющихся у нас самолетов, - пояснил Николай Забавников. - Федеральных средств на деятельность аэроклуба нет, все средства из Москвы целевым образом направляются на подготовку допризывников к армии.

По словам руководителя тамбовского аэроклуба Юрия Соснова, клуб существует и все разговоры о его закрытии это просто «черный пиар».

Аэроклуб набирает группы парашютистов, которые будут прыгать, прыгают с парашютом у нас и учащиеся кадетского корпуса, - говорит он.

Руководитель аэроклуба подтвердил, что продавать самолет-памятник никто не собирается, он принадлежит тамбовскому отделению ДОСААФ и у него есть все подтверждающие этот факт документы. Вот только показывать их, по его словам, он намерен только соответствующим компетентным органам.

Правда, злые языки говорят, что таких документов нет, а самолет на самом деле остается бесхозным и его судьба висит на волоске. Так же как и судьба самого аэроклуба, который вроде бы планируют все-таки закрыть. Причем такие планы есть и в руководстве российского ДОСААФ. А само историческое здание аэроклуба, мол специально довели до ручки, чтобы признать аварийным и продать. Между тем аэроклуб размещался здесь с 1932 года, в его стенах выросло немало чемпионов СССР, Европы и даже мира по авиационному и парашютному спорту. К примеру, член российской сборной, заслуженный мастер спорта, 4-х кратный чемпион мира Виталий Тузов до сих пор приезжает в родной Тамбов и прыгает на аэродроме аэроклуба в селе Горелое.

Тамбовский аэроклуб был кузницей рекордов




В 1965 - 1985 годы тамбовские спортсмены - представители авиационного вида спорта установили десятки мировых и Всесоюзных рекордов. Блестящих успехов добились И. Захарова, С. Попов, Н. Михайлова, И. Курганов в парашютном спорте. В 1968 году заслуженный мастер спорта Н. Прохорова, воспитанница Тамбовского АСК ДОСААФа, на сверхзвуковом самолете установила рекорд высоты - 24 километра, а мастер спорта Г. Катышев на спортивном самолете Z-2261 установил четыре Всесоюзных рекорда на дальность и скорость полета по замкнутому маршруту. В 1974 году на 21 первенстве страны воспитанник областного АСК, мастер спорта СССР А. Е. Коровин завоевал звание абсолютного чемпиона СССР по самолетному спорту и Кубок им. В. П. Чкалова. Через год на 22 чемпионате СССР, на высшую ступень пьедестала почета поднялся мастер спорта СССР В. Е. Козодаев, ставший обладателем кубка им. В. Д. Мартемьянова по высшему пилотажу.




Сейчас в тамбовском аэроклубе 11 учебно-тренировочных самолетов - четыре самолета Л-29, пять ЯК-52 и два самолета АН-2. Все они уже выработали свой ресурс и нуждаются в ремонте.

Сколько стоит сейчас самолет ЯК-50 установленный перед зданием аэроклуба точно сказать не может никто. Однако, самолеты ЯК-52 в чуть лучшем состоянии продают по цене от одного миллиона рублей.


аэроклуб, воспоминания, Тамбов, ЯК-50

Previous post Next post
Up