В 1914 году в преддверие торжеств по случаю прославления святителя Питирима в Тамбов должно было прибыть большое число гостей, поэтому город благоустраивали, организовывали поставку продуктов и торговлю ими с фиксированными ценами, строили лагерь для паломников. В тот год, 5 мая, предприимчивый тамбовский дворянин Н.С. Бориславский обратился в городскую управу, а потом в городскую Думу с просьбой сдать ему в аренду участок реки Цны, напротив колодца святителя Питирима, - для постройки купален и открытия «лодочно-моторной и для катеров пристани». (Как я рассказывала ранее, для купания в черте города были отведены специальные места, где были возведены закрытые купальни - мужские и женские.)
В заявлении Бориславского содержится много интересных сведений. Так, например, обосновывая необходимость постройки купален, заявитель сообщал, что при большом количестве расположенных войск, 2/3 части города крайне нуждались в дополнительных, хорошо оборудованных купальнях. Начиная от улицы Дубовой (ныне Комсомольская) и кончая северной частью города, для обслуживания жителей имелись небольшие ветхие купальни, которым было уже по 40 лет. Несмотря на прирост населения, они являлись единственными в этом районе подобными постройками. Между тем для жителей южной части города почти против каждой из поперечных к реке улиц были возведены и оборудованы купальни и пристани. Таким образом, горожане южного района находились в более привилегированном положении, чем центрального и северного.
Кроме того, как писал в своем заявлении Бориславский, в город с населением около 80 тыс. человек ожидалось прибытие около 170 тыс. паломников, которые должны были разместиться в северной части города. В этих условиях, по его словам, купальни являлись «сугубо необходимы».
Бориславский намеревался построить душевые кабинки, в которые могла поступать вода из святого источника - для исцеления больных и недужных. Купальни обязывался ставить «совершенно глухие» (с задней стороны без выходов на реку). «Чтобы не было никакой возможности купающимся пробраться наружу», заявитель обещал принять следующие меры: заднюю стенку сделать с таким расчетом, чтобы перелезть через нее было нельзя; повесить объявления о запрещении выплывать из купален. Предполагалось организовать торговлю кофе, мороженным, водами, фруктами, квасом, кондитерскими изделиями.
Предложение Н.С. Бориславского сдать ему в аренду часть реки Цны городской Думой было отклонено (документ хранится в архиве Тамбовской области).
На спуске к реке Цне по улице Араповской у Казанского монастыря располагалась
иордань. На одной из фотографии видно, что рядом со святым местом купались и в открытой воде, что, возможно, имело религиозное объяснение.
Часть 1 см.
здесь.