Воскресенский собор в Арзамасе

May 07, 2024 10:25


Христос воскресе! Друзья, поздравляю вас со светлым праздником Пасхи - Воскресением Христовым! Этому величайшему событию евангельской истории посвящены Воскресенские храмы в городах и весях России. В прошлом месяце мы посетили один из них - кафедральный собор в Арзамасе Нижегородской области, где в росписях используется техника гризайли - монохромная живопись.

Долгое время у нас в Тамбове почему-то считалось, что Казанский собор городского Казанского мужского монастыря - уникальный, единственный в своем роде памятник церковной архитектуры, где в росписях применена гризайль. Однако это не так. Такие росписи существуют в кафедральных соборах Смоленска и Арзамаса. Они декорировали Екатерининский храм на Всполье в Москве, Благовещенскую церковь на Васильевском острове в Петербурге и другие церковные здания, построенные в стиле классицизм.





Считается, что изображения в технике гризайли имитируют лепнину и архитектурные детали. Но мне они более напоминают монохромные гравюры из старинных книг, появившиеся в начале XVI века в Италии. Росписи храмов - это тоже своего рода «книги для безграмотных», с помощью которых люди, не владевшие грамотой, могли не только узнавать о событиях библейской истории, но и чувствовать к ним свою сопричастность через зрительные образы.

Как известно, росписи арзамасского Воскресенского собора, главный престол которого был освящен в 1840 году, выполнены учениками Арзамасской школы живописи Иосифом (Осипом) Серебряковым и его сыном Владимиром. Эти росписи показались мне очень интересными своей живописной концепцией. Гризайль в них применяется для того, чтобы подчеркнуть значение Воскресения Христова: все сюжеты предыдущей истории показаны монохромными, а в Воскресении, что размещено в куполе, появляется цвет. Таким образом, гризайль является лишь одной из художественных техник, используемых для воплощения общей идеи программы церковной декорации.

Серебряков и его сын расписывали собор Живоносного Источника в Саровской пустыни Тамбовской губернии, поэтому были приглашены и для работ в тамбовском Казанском соборе Архиерейского дома (ныне Казанского монастыря). Уверена, что в росписях тамбовского храма тоже присутствовал цвет, со временем изменившийся, а сюжеты, видимо, перед революцией были поновлены, не во всем удачно.

На Соборной площади Арзамаса стоит дом с памятной доской: «Здесь, в здании уездного училища, в 1843-1846 гг. учился русский художник Василий Григорьевич Перов, ученик арзамасской школы живописи А.В. Ступина».

P.S. И.С. Серебряков - автор прижизненного портрета преподобного Серафима Саровского. Писала о художнике в своей книге «Саровская пустынь. Два века истории и культуры» (2022).

Одну фотографию с росписями в куполе арзамасского Воскресенского собора взяла отсюда.



Воскресенский собор в Арзамасе. Фото 8 апреля 2024 года



Росписи Воскресенского собора в Арзамасе. Фото 8 апреля 2024 года











Фото отсюда: https://xn----dtbiab9cbjffn.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/08/iss_18460_02380.jpg









Казанский монастырь, Арзамас, Воскресенский собор, росписи Воскресенского собора

Previous post Next post
Up