100-летие Владимира Шпильчина

Dec 24, 2023 14:06


Сегодня, 24 декабря, исполнилось 100 лет со дня рождения художника, коллекционера, краеведа, боратыноведа Владимира Георгиевича Шпильчина (24 декабря 1923 - 26 мая 2006). Редко, когда в жизни посчастливиться встретить такого человека, с которым, несмотря на большую разницу в возрасте, ощущаешь родство души, с которым интересно и легко общаться. А главное - чувствуешь по отношению к себе любовь, доброту, понимание и полное принятие всего того, что ты делаешь. Таким человеком для меня был Владимир Георгиевич. Две недели назад произошло событие, напомнившее мне о нем.



Владимир Георгиевич Шпильчин (фото около 1950 года) и роспись плафона в доме Асеева (фото 7 декабря 2023 года)

В начале декабря я была по делам в усадьбе Асеевых и в одной из комнат особняка, в кабинете директора Федора Витальевича Козодаева, увидела потолочную роспись с изображением мотивов сада: верхушки яблоневых и грушевых деревьев с плодами на ветвях, а вокруг - орнамент с натюрмортами из цветов, арбузов, дынь, винограда, слив, яблок, груш, лимонов, показывающих земное изобилие. Стилистика росписи явно не имеет ничего общего с модерном, а отсылает к советскому времени. Один из ее авторов - Шпильчин. (Может быть, в здании есть еще росписи с виноградом? Пока не знаю.)



Владимир Георгиевич рассказывал, что в числе художников Тамбовского отделения художественного фонда он расписывал плафон в доме бывшей усадьбы Асеевых, использовавшемся под санаторий. Эти воспоминания я когда-то записала на диктофон, потом перевела в электронную форму и публиковала в своей литературной обработке, с культурологическими пояснениями в 2003-2004-х годах в 33 статьях в газете «Город на Цне», еще при жизни Владимира Георгиевича, который приносил мне для этих заметок свои фотографии.

После того, как увидела роспись с фруктами в усадьбе Асеевых, заглянула в воспоминания Шпильчина, чтобы освежить их в памяти. «Примерно в 57-м году, - рассказывал Владимир Георгиевич, - мне поручили сделать эскиз и расписать одну из палат Асеевского дворца - санатория. Потолок в одной из… комнат. Я орнамент виноградный сделал. Другие художники тоже там работали - на лестничной клетке, другие палаты оформляли. Я по этим вещам не мастер, для меня это было трудно».

О том, что в середине 1950-х годов некоторые росписи в усадьбе Асеевых были выполнены тамбовскими художниками советского времени, в письменных источниках не упоминается. Между тем, такие работы есть.

Любопытно, что в Государственном архиве социально-политической истории Тамбовской области сохранился документ, датированный 26 января 1944 года, - совместное постановление Тамбовского Горкома ВКП(б) и Горисполкома «О мероприятиях по восстановлению и развитию садоводства в городе Тамбове». В нем говорится: «Обязать Зав. Облздравотделом т. Гаспарьян в саду быв. санатория посадить взамен погибших 300 шт. яблонь и груш и обеспечить уход за садом, не допуская впредь поломок и потрав». Рекомендовалось производить посадку по 1-2 дерева на каждые 50 метров.

Высаженные в бывшей асеевской усадьбе в 1944 году, во время Великой Отечественной войны, 300 деревьев к середине 1950-х годов выросли, превратившись в плодоносящий сад. Этот факт, по-видимому, и отразился в росписи тамбовских художников. Жаль, что сегодня от того уникального сада ничего не сохранилось. Парк зарос случайными, в основном «сорными» деревьями.

Кому интересно, смотрите некоторые мои прежние публикации по метке «Шпильчин» (сегодня кое-что из рассказанного можно уточнить по архивным документам).



















Шпильчин, даты, усадьба Асеевых, память, живопись

Previous post Next post
Up