24 декабря исполнилось 99 лет со дня рождения тамбовского краеведа, художника, коллекционера Владимира Георгиевича Шпильчина (24 декабря 1923 года - 26 мая 2006 года) - старейшего участника движения за возрождение тамбовской усадьбы Боратынских Мары. Более 30 лет он собирал материалы, посвященные усадебной истории, чтобы доказать право на существование музея на малой родине поэта Евгения Боратынского.
В Тамбовской области Боратынский сегодня находится в преступном забвении. Хочу вспомнить некоторые памятные даты, связанные с ним, из советского прошлого.
Рисунок Н. Маркова «Барский дом. С. Вяжля, имение поэта Баратынского» (1924 год)
Первый двухтомник произведений Е. Боратынского вышел в 1936 году в серии «Библиотека поэта» (ред. М. Горький). В те годы, перед войной, печатали всех русских классиков. Составителями и редакторами томов Боратынского были Е. Купреянова и И. Медведева. Вступительная статья принадлежала Д. Святополку-Мирскому. Будучи в эмиграции, еще в 1927 году, последний писал в учебнике по русской литературе, изданном на английском языке: «Самым достойным соперником Пушкина среди современников и единственным поэтом 20‑х гг., кто мог бы претендовать на эпитет "великий", был Евгений Абрамович Баратынский (или Боратынский, как иногда он сам писал свое имя и как сегодня пишут его потомки)» (
источник).
Во время Великой Отечественной войны Боратынский не был забыт, и в 1944 году вышла книга к 100-летию его памяти (ред. И. Медведева, И. Клабуновский).
Ровно 60 лет назад
В документах 1962 года управления культуры Тамбовской области впервые появилась тема увековечивания памяти поэта Е.А. Боратынского и дипломата Г.В. Чичерина (документы хранятся в областном государственном архиве).
Ровно 50 лет назад
В феврале 1972 года по заданию секретаря обкома партии О.К. Сазоновой Владимир Георгиевич Шпильчин вместе с научным сотрудником краеведческого музея М.Ф. Рыбкиной, краеведом Н.А. Никифоровым и инструктором отдела пропаганды обкома партии В.И. Сазыкиной побывал в Умётском районе. Целью экспедиции было знакомство с местом, где предполагалось создать музей Боратынского, уроженца тех мест. Шпильчин вспоминал: «"Волга" была подана. Это было 26 февраля 1972 года. Этот день я никогда не забуду. Несмотря на зимний месяц, погода выдалась необычайно теплая: снег таял, были лужи воды. По приезде в райцентр Умёт… нам предложили пересесть на вездеходные ГАЗики, и вереница машин тронулась в село Софьинка (примерно 11 километров). Машины остановились на пригорке. Все пошли мимо деревенского кладбища к зданию местной школы. По пути я отставал, меня интересовали полузасыпанные снегом мраморные надгробия, на которых я мельком заметил фамилии Боратынских, Дельвиг. Меня это поразило. Еще более меня поразило видение окрестного пейзажа с косогора: необъятные дали, золото солнца, село внизу. И тишина…»
Тишина стояла и в деле организации музея. Лишь после окончания в 1974 году строительства флигеля в Ивановке, связанной с С.В. Рахманиновым, в 1976 году территорию усадьбы Боратынских Мары поставили на госохрану, а через год началась разработка проекта восстановления усадебного дома. Однако Центральный совет ВООПИК и Минкультуры не согласовали проектную документацию, поскольку не были проведены историко-архивные исследования и археологические раскопки, требовавшиеся по новому законодательству.
Ровно 40 лет назад
В 1982 году в госархиве литературы и искусства тамбовские краеведы обнаружили архив Боратынских, который в Тамбове считали утраченным. Для этого в Москву были направлены ВООПИКовцы - директор тамбовского госархива Т. Исаян и краевед А. Захаров, который позднее писал: «План поиска был таков: мне заняться утверждением проекта на восстановление дома поэта Е.А. Боратынского в Министерстве Культуры РСФСР и Центральном Совете, а Тамаре Дмитриевне пока одной начать поиск, а после утверждения проекта подключусь и я. И вот через два дня, 11 февраля 1982 г., телефонный звонок вечером в гостиницу. Говорит, задыхаясь, Тамара Дмитриевна. Признаться, я голос ее не узнал, так она была взволнована: Алексей Ионович, архивы поэтов нашлись, и разговор на этом прервался. Утром 12 февраля, в день моего рождения, еду в архив ГАУ МВД СССР Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. Ночь спалась неспокойно, все мысли: что там нашлось? Да и тревожно за здоровье Тамары Дмитриевны. Нахожу ее в читальном зале, сидит встревоженная, руки дрожат, на лице ни кровинки. Читает книгу о Е.А. Боратынском автора - норвежского писателя Гейро-Хетсо [Гейр Хьетсо] (это ей в архиве представили, чтоб успокоилась). Первое, что я подумал: ну, слава богу, хоть она жива…» (личный архив А.И. Захарова).
Найденные в архиве материалы Боратынских были использованы в проектной работе, и проект усадебного дома в Маре был утвержден.
Судя по публикациям и документам, в советское время общественность в стране ждала открытия музея Боратынского в Тамбовской области точно так же, как музеев Пушкина в Михайловском и Лермонтова в Тарханах. По стечению обстоятельств, в XX веке он построен не был. Тамбовская культура обделена им и сегодня.
Моя статья о В.Г. Шпильчине в «Рассказ-газете» (2018. № 2) Реконструкции интерьеров усадебного дома в Маре работы В.Г. Шпильчина опубликованы в
моей статье в журнале "Мир музея" (2002. №1. Январь-февраль), а также в моей книге
"Край отеческий..." История усадьбы Боратынских" (СПб., 2006).