По дореволюционным открыткам Тамбова, изданным в 1900-1918 годах, можно сделать вывод, что городские мостовые обычно выкладывались камнем, но при этом иногда были труднопроходимыми. Какими были тротуары, можно понять по увеличенным фрагментам открыток. И то примерно. Видно, что существовала система канав для отвода воды, мостики для перехода через них и каменные тумбы, ограничивавшие движение конных экипажей. Можно предположить, что в то время уже использовался асфальт, как и в советский период. А вот как тротуары были оформлены за три десятка лет до начала ХХ века, можно узнать из постановления комитета по устройству города 1868 года. В нем предписывалось, где и как осуществлять благоустройство улиц:
«29-го января 1868 года. - Комитет, в настоящем заседании своем, имел суждение о необходимости исправления существующих в г. Тамбове тротуаров и об устройстве в некоторых местах таковых вновь. Чтобы привести все это в должный порядок, то, по мнению комитета, для устройства тротуаров, по значению улиц и средствам обывателей, необходимо разделить город на три разряда: к 1 разряду отнести следующие улицы: а) Дворцовую; б) Большую; в) все поперечные улицы, идущие от Дворцовой и Большой по обеим сторонам до следующих продольных улиц, г) Дворянскую и е) все улицы, прилегающие к базарной площади. Ко 2-му разряду: а) от Каменного моста до тюремного замка; б) Долгую с прилегающими к ней поперечными улицами до базарной; в) от Каменного большого моста к Шацкой заставе; г) параллельную с ней от Чугунного моста и Царских Конюшен; и е) набережные р.р. Цны и Студенца; и к 3-му разряду: все остальные улицы. Соответственно этому разделению, тротуары должны быть устроены в улицах 1 разряда - из кирпича в елку, или продольными рядами на ребро, или же из красного камня по той же самой кладке, с заливкою известковым раствором; первый ряд кирпичей от канавы для прочности следует вымостить тычком (мощение кирпичом или красным камнем плашмя не допускается); 2-го разряда - из щебня с заливкою известью и плотною утрамбовкою; и 3-го разряда - сравнять и насыпать хрящеватым песком. При таком предположении комитета, основанном на непреложном убеждении в возможности исполнения сего, город получит средства свободного сообщения пешком. Здесь предусмотрены все данные к тому, чтобы не затруднить жителей, к исполнению этого: ибо всякий дом, находящийся на более выгодном месте, конечно, имеет из своего оборота и средств к большему и скорейшему удовлетворению предположенных целей…»
Постановление комитета предшествовало утверждению проекта тротуара около тамбовских присутственных мест в феврале 1868 года (см.:
Благоустройство улиц Тамбова в старину и сегодня).
Для устройства тротуаров около домовладений был определен срок в три месяца: с 1 мая по 1 августа 1868 года. Таким образом, город должен был благоустраиваться и обрести единообразные кирпичные тротуары, выложенные в ёлку.