Пушкинская библиотека, 17 декабря 2021 года (г. Тамбов) Пять лет назад, в эти же дни,
в том же месте состоялась презентация моей книги
«Соборная площадь города Тамбова». Теперь представляю новую книгу -
«Электрификация города Тамбова» (см. также
здесь).
Эти две книги для меня составляют единое целое. Здания собора, по которому названа Соборная площадь, и городской электростанции стоят рядом, буквально бок о бок. Оба объекта значимы для Тамбова. Если собор являлся духовным центром города, то электростанция - своего рода сердцем, качавшим по проводам электрический ток.
Тема новой книги для меня оказалась гораздо шире, чем она есть. Электрификацию попыталась рассмотреть в контексте культуры разных эпох, через судьбы отдельных людей, трудовых коллективов, всей страны. Попыталась показать, как энергетика влияет на историю развития города.
В этом году сошлись несколько знаменательных дат: 110-летие городской электростанции (городских электросетей), 100-летие утверждения плана ГОЭЛРО, 385-летие города Тамбова.
Знаковым являлся и день презентации книги. Именно 17 декабря 1911 года здание городской электростанции было принято в эксплуатацию, а 18 декабря Тамбов стал получать электрический ток.
Электрификация Тамбова шла тяжело, но город пытался не отставать от технического прогресса (см. здесь и
здесь). В конце XIX века состоятельные горожане стали устанавливать частные дизельные электростанции для освещения своих усадеб, магазинов, гостиниц, доходных домов и части улиц около них.
В 1894 году одним из первых было электрифицировано общественное здание - Дом народных чтений (Нарышкинская читальня), где применялся так называемый «волшебный фонарь» для показа изображений. Таким образом, электричество было впервые использовано в нашем городе не просто для освещения, а для просвещения. (Электрификация в Нарышкинской читальне была проведена Василием Львовичем Нарышкиным.)
Постепенно приходило понимание, что необходима городская централизованная электростанция, снабжавшая электричеством весь город. И хотя такая потребность была велика, воплощение этой идеи в жизнь затянулось на 14 лет. Дело было новым, требовало специальных знаний, а их не хватало. Государственной программы финансирования такого вида работ не существовало, поэтому власть должна была изыскивать дополнительные средства.
Кроме того, электрификации противодействовала часть горожан, в том числе часть гласных-депутатов, считавших электричество роскошью. Высказывались опасения, что электроосвещение для такого небогатого города, как Тамбов, принесет пользу лишь зажиточным людям, а на бедноту возложит лишнее бремя расходов. Это могло высветить (в прямом и переносном смысле слова) контраст залитых светом центральных улиц и погруженных во мрак окраин.
В тот период появилась идея устройства в Тамбове трамвая. К ней обращались и в более позднее время, но в жизнь она так и не воплотилась.
Много споров вызвал вопрос, который актуален и сегодня, а именно, каким способом проводить электрификацию: хозяйственным (при условии эксплуатации предприятия самим городом) или концессионным, т.е. путем передачи предприятия в аренду. Об этом разгорелась полемика в прессе, приводились аргументы «за» и «против».
Показательно, что городская власть выбрала хозяйственный способ. Сама изыскивая средства на проектирование и строительство электростанции, она оставила за собой право устанавливать цены на электричество и получать прибыль в городскую казну, чтобы использовать для развития Тамбова.
После споров, консультаций, знакомства с опытом других городов дело сдвинулось с мертвой точки. Проект электрификации для Тамбова разработало Русское общество «Всеобщая компания электричества».
Здание электростанции возвели на берегу реки Цны, на территории городской водокачки, близ кафедрального собора (
подробнее).
Это здание стоит до сих пор. В нем располагается преемник электростанции - Объединенные региональные электрические сети Тамбова, которые сохраняют традиции и уникальный архив фотографий.
Территория, выделенная под электростанцию, имела исторический характер. Именно здесь, на мысу, у слияния рек Цны и Студенца, 17 апреля 1636 года была заложена
Тамбовская крепость и сформирован кремль.
Уже в первые годы работы электростанции ее мощности не стало хватать для удовлетворения спроса потребителей. Встал вопрос о ее расширении и о строительстве гидроэлектростанции, которая была пущена в 1913 году. В народе ГЭС стали называть
«гидрой», так именуют и сейчас (см. также
здесь). Здание Цнинская ГЭС сохраняется, а плотина продолжает выполнять свою функцию - поднимать уровень воды в реке у Тамбова на 2 м.
На городской электростанции работал монтером видный деятель революции
Борис Афанасьевич Васильев, чье имя носит одна из улиц Тамбова. Васильев фактически создал здесь партийную ячейку большевиков, которая к весне 1918 года малыми силами захватила власть в городе без жертв и кровопролития.
Во время гражданской войны для подавления Антоновского восстания Васильев был срочно возвращен с Донбасса. Сегодня мало кому известно, что впоследствии он был переведен в Москву и стал руководить Организационным отделом Коминтерна. В этом отделе под руководством Васильева начинал свою деятельность легендарный разведчик Рихард Зорге.
В 1937 году Васильев был осужден как участник «антисоветской троцкистской организации» и расстрелян (позднее реабилитирован).
Судьба Васильева поистине трагична. Фактически он был три раза осужден: не только царской и советской властью, но и сегодняшними историками.
Когда начинала работать над историей электрификации, думала, что как только перейду от изучения дореволюционного периода к советскому, главными станут архивные документы о программе ГОЭЛРО. Однако оказалось, что Тамбовская губерния в этот план вообще не вошла. Роль в экономике аграрного региона недооценивалась. Главная ставка в становлении молодого советского государства делалась на промышленность, прежде всего тяжелую и военную, поэтому губернии, уже имевшие промышленный задел, получили существенные преимущества. Тамбов же остался в стороне от претворения в жизнь первоочередных государственных задач, а, следовательно, от финансирования.
В 1928 году положение дел усугубилось тем, что статус Тамбова снизился. Город превратился в окружной центр Центрально-Черноземной области (ЦЧО), а в 1934 году стал районным центром Воронежской области. И лишь с 1937 года, с образованием Тамбовской области, ситуация несколько улучшилась, но отставание от других регионов продолжалось.
Тамбов постоянно испытывал энергетический голод. Помимо городской электростанции с 1923 года он стал получать электроэнергию от порохового завода «Красный боевик», энергетические мощности которого с 1932 года увеличились.
Тамбов нуждался в своей ТЭЦ, но построить ее удалось лишь с четвертой попытки.
В 1926 году была спроектирована первая промышленная станция для Тамбовского района. Она должна была разместиться в 16 км севернее Тамбова, около реки Цны, и работать на торфе близлежащих болот. Этот проект не воплотился в жизнь.
Новая попытка строительства ТЭЦ была предпринята в 1932 году в юго-западной части города, у железной дороги (между улицами Лермонтовской и Кронштадтской). Однако из-за выбора болотистого места, низкого уровня руководства и недостатка квалифицированных кадров работы шли хаотично, потом были остановлены, а финансирование свернуто.
С 1936 года в Тамбове начал воплощаться в жизнь грандиозный проект по строительству завода-гиганта СК-5 по производству синтетического каучука с теплоэлектростанцией. Но проектирование шло медленно, а суммы ассигнований часто менялись. Кроме того, расцветали местная коррупция и воровство. Затем произошла страшная авария на Воронежском заводе СК-2 с человеческими жертвами. В Главном управлении каучуковой промышленности и в Тамбове начались репрессии. Строительство СК-5 было дезорганизовано и во время
Великой Отечественной войны прекратилось.
В 1948 году была проведена реконструкция городской электростанции с установкой полученного по репарации дизеля фирмы «Дейтц», но это проблем не решило.
И лишь в 1954 году вступила в строй Тамбовская ТЭЦ, являвшаяся тогда цехом анилинокрасочного завода (ныне «Пигмент»).
С большими трудностями пришлось столкнуться при изучении деятельности энергетических предприятий 1970-х - 1990-х годов. Дело в том, что в период перестройки происходили бесконечные реорганизации, а документы не сдавались в архивы, поэтому большой кусок истории фактически оказался утерянным.
Людей мучит вопрос: что останется после человека, когда его не станет? Будет ли о нем кто-то помнить, или память канет в небытие? Моя книга как раз и является попыткой воскресить и сохранить в памяти человеческую историю, связанную с электрификацией. Историю многих людей, которых уже нет. Историю людей, кто отдал силы, а порой и жизнь своему делу.
«Отдал жизнь» - это не пафосные слова, а факты истории. Многие люди всю свою жизнь проработали на одном предприятии, например, на электростанции, отдав ей все свои силы, а кто-то поплатился жизнью в прямом смысле этого слова.
Так, например, в декабре 1937 года за «связь с врагами народа и вредительскую деятельность» была арестована группа работников городской электростанции во главе с директором Александром Александровичем Шатиловым, который был приговорен к высшей мере наказания. По тому же делу проходил главный инженер электростанции Михаил Васильевич Афанасьев, который тоже был расстрелян. 5 лет лагерей получил регулировщик, ударник труда Вячеслав Зондерович Вериго-Гирей.
К расстрелу был приговорен и бывший директор электростанции Петр Александрович Долгов, но, судя по документам, приговор не был приведен в исполнение, а заменен заключением.
Кто-то из людей отдавал свое здоровье, работая без выходных и сверхурочно во время Великой Отечественной войны, приближая Великую Победу. Кто-то в невыносимых условиях строил Тамбовскую ТЭЦ и заработал тяжелые болезни. Обо всем об этом рассказывается в книге. Конечно, рассказывается и о современниках тоже.
Я рада, что участвовала в этом издательском проекте и благодарна Юрию Николаевичу Демину, руководителю объединенных региональных электросетей, что дал возможность провести своего рода эксперимент по соединению двух моих профессий - технической и гуманитарной (инженера и искусствоведа). Думаю, без хорошей учебной закалки в ТИХМе (ныне ТГТУ) вряд ли могла бы справиться с этой темой.
Марина Климкова, декабрь 2021 г.
Буклет «Чтим прошлое, бережем настоящее, строим будущее» (2017)