Выступление на презентации моей книги «Электрификация города Тамбова»

Dec 25, 2021 13:14


 Пушкинская библиотека, 17 декабря 2021 года (г. Тамбов)



Пять лет назад, в эти же дни, в  том же месте состоялась презентация моей книги «Соборная площадь города Тамбова». Теперь представляю новую книгу - «Электрификация города Тамбова» (см. также здесь).

Эти две книги для меня составляют единое целое. Здания собора, по которому названа Соборная площадь, и городской электростанции стоят рядом, буквально бок о бок. Оба объекта значимы для Тамбова. Если собор являлся духовным центром города, то электростанция - своего рода сердцем, качавшим по проводам электрический ток.





Тема новой книги для меня оказалась гораздо шире, чем она есть. Электрификацию попыталась рассмотреть в контексте культуры разных эпох, через судьбы отдельных людей, трудовых коллективов, всей страны. Попыталась показать, как энергетика влияет на историю развития города.

В этом году сошлись несколько знаменательных дат: 110-летие городской электростанции (городских электросетей), 100-летие утверждения плана ГОЭЛРО, 385-летие города Тамбова.

Знаковым являлся и день презентации книги. Именно 17 декабря 1911 года здание городской электростанции было принято в эксплуатацию, а 18 декабря Тамбов стал получать электрический ток.

Электрификация Тамбова шла тяжело, но город пытался не отставать от технического прогресса (см. здесь и здесь). В конце XIX века состоятельные горожане стали устанавливать частные дизельные электростанции для освещения своих усадеб, магазинов, гостиниц, доходных домов и части улиц около них.

В 1894 году одним из первых было электрифицировано общественное здание - Дом народных чтений (Нарышкинская читальня), где применялся так называемый «волшебный фонарь» для показа изображений. Таким образом, электричество было впервые использовано в нашем городе не просто для освещения, а для просвещения. (Электрификация в Нарышкинской читальне была проведена Василием Львовичем Нарышкиным.)



Постепенно приходило понимание, что необходима городская централизованная электростанция, снабжавшая электричеством весь город. И хотя такая потребность была велика, воплощение этой идеи в жизнь затянулось на 14 лет. Дело было новым, требовало специальных знаний, а их не хватало. Государственной программы финансирования такого вида работ не существовало, поэтому власть должна была изыскивать дополнительные средства.

Кроме того, электрификации противодействовала часть горожан, в том числе часть гласных-депутатов, считавших электричество роскошью. Высказывались опасения, что электроосвещение для такого небогатого города, как Тамбов, принесет пользу лишь зажиточным людям, а на бедноту возложит лишнее бремя расходов. Это могло высветить (в прямом и переносном смысле слова) контраст залитых светом центральных улиц и погруженных во мрак окраин.

В тот период появилась идея устройства в Тамбове трамвая. К ней обращались и в более позднее время, но в жизнь она так и не воплотилась.

Много споров вызвал вопрос, который актуален и сегодня, а именно, каким способом проводить электрификацию: хозяйственным (при условии эксплуатации предприятия самим городом) или концессионным, т.е. путем передачи предприятия в аренду. Об этом разгорелась полемика в прессе, приводились аргументы «за» и «против».

Показательно, что городская власть выбрала хозяйственный способ. Сама изыскивая средства на проектирование и строительство электростанции, она оставила за собой право устанавливать цены на электричество и получать прибыль в городскую казну, чтобы использовать для развития Тамбова.



После споров, консультаций, знакомства с опытом других городов дело сдвинулось с мертвой точки. Проект электрификации для Тамбова разработало Русское общество «Всеобщая компания электричества».



Здание электростанции возвели на берегу реки Цны, на территории городской водокачки, близ кафедрального собора ( подробнее).



Это здание стоит до сих пор. В нем располагается преемник электростанции - Объединенные региональные электрические сети Тамбова, которые сохраняют традиции и уникальный архив фотографий.



Территория, выделенная под электростанцию, имела исторический характер. Именно здесь, на мысу, у слияния рек Цны и Студенца, 17 апреля 1636 года была заложена Тамбовская крепость и сформирован кремль.

Уже в первые годы работы электростанции ее мощности не стало хватать для удовлетворения спроса потребителей. Встал вопрос о ее расширении и о строительстве гидроэлектростанции, которая была пущена в 1913 году. В народе ГЭС стали называть «гидрой», так именуют и сейчас (см. также здесь). Здание Цнинская ГЭС сохраняется, а плотина продолжает выполнять свою функцию - поднимать уровень воды в реке у Тамбова на 2 м.



На городской электростанции работал монтером видный деятель революции Борис Афанасьевич Васильев, чье имя носит одна из улиц Тамбова. Васильев фактически создал здесь партийную ячейку большевиков, которая к весне 1918 года малыми силами захватила власть в городе без жертв и кровопролития.

Во время гражданской войны для подавления Антоновского восстания Васильев был срочно возвращен с Донбасса. Сегодня мало кому известно, что впоследствии он был переведен в Москву и стал руководить Организационным отделом Коминтерна. В этом отделе под руководством Васильева начинал свою деятельность легендарный разведчик Рихард Зорге.

В 1937 году Васильев был осужден как участник «антисоветской троцкистской организации» и расстрелян (позднее реабилитирован).

Судьба Васильева поистине трагична. Фактически он был три раза осужден: не только царской и советской властью, но и сегодняшними историками.



Когда начинала работать над историей электрификации, думала, что как только перейду от изучения дореволюционного периода к советскому, главными станут архивные документы о программе ГОЭЛРО. Однако оказалось, что Тамбовская губерния в этот план вообще не вошла. Роль в экономике аграрного региона недооценивалась. Главная ставка в становлении молодого советского государства делалась на промышленность, прежде всего тяжелую и военную, поэтому губернии, уже имевшие промышленный задел, получили существенные преимущества. Тамбов же остался в стороне от претворения в жизнь первоочередных государственных задач, а, следовательно, от финансирования.

В 1928 году положение дел усугубилось тем, что статус Тамбова снизился. Город превратился в окружной центр Центрально-Черноземной области (ЦЧО), а в 1934 году стал районным центром Воронежской области. И лишь с 1937 года, с образованием Тамбовской области, ситуация несколько улучшилась, но отставание от других регионов продолжалось.



Тамбов постоянно испытывал энергетический голод. Помимо городской электростанции с 1923 года он стал получать электроэнергию от порохового завода «Красный боевик», энергетические мощности которого с 1932 года увеличились.

Тамбов нуждался в своей ТЭЦ, но построить ее удалось лишь с четвертой попытки.

В 1926 году была спроектирована первая промышленная станция для Тамбовского района. Она должна была разместиться в 16 км севернее Тамбова, около реки Цны, и работать на торфе близлежащих болот. Этот проект не воплотился в жизнь.

Новая попытка строительства ТЭЦ была предпринята в 1932 году в юго-западной части города, у железной дороги (между улицами Лермонтовской и Кронштадтской). Однако из-за выбора болотистого места, низкого уровня руководства и недостатка квалифицированных кадров работы шли хаотично, потом были остановлены, а финансирование свернуто.

С 1936 года в Тамбове начал воплощаться в жизнь грандиозный проект по строительству завода-гиганта СК-5 по производству синтетического каучука с теплоэлектростанцией. Но проектирование шло медленно, а суммы ассигнований часто менялись.  Кроме того, расцветали местная коррупция и воровство. Затем произошла страшная авария на Воронежском заводе СК-2 с человеческими жертвами. В Главном управлении каучуковой промышленности и в Тамбове начались репрессии. Строительство СК-5 было дезорганизовано и во время Великой Отечественной войны прекратилось.



В 1948 году была проведена реконструкция городской электростанции с установкой полученного по репарации дизеля фирмы «Дейтц», но это проблем не решило.

И лишь в 1954 году вступила в строй Тамбовская ТЭЦ, являвшаяся тогда цехом анилинокрасочного завода (ныне «Пигмент»).

С большими трудностями пришлось столкнуться при изучении деятельности энергетических предприятий 1970-х - 1990-х годов. Дело в том, что в период перестройки происходили бесконечные реорганизации, а документы не сдавались в архивы, поэтому большой кусок истории фактически оказался утерянным.



Людей мучит вопрос: что останется после человека, когда его не станет? Будет ли о нем кто-то помнить, или память канет в небытие? Моя книга как раз и является попыткой воскресить и сохранить в памяти человеческую историю, связанную с электрификацией. Историю многих людей, которых уже нет. Историю людей, кто отдал силы, а порой и жизнь своему делу.

«Отдал жизнь» - это не пафосные слова, а факты истории. Многие люди всю свою жизнь проработали на одном предприятии, например, на электростанции, отдав ей все свои силы, а кто-то поплатился жизнью в прямом смысле этого слова.

Так, например, в декабре 1937 года за «связь с врагами народа и вредительскую деятельность» была арестована группа работников городской электростанции во главе с директором Александром Александровичем Шатиловым, который был приговорен к высшей мере наказания. По тому же делу проходил главный инженер электростанции Михаил Васильевич Афанасьев, который тоже был расстрелян. 5 лет лагерей получил регулировщик, ударник труда Вячеслав Зондерович Вериго-Гирей.

К расстрелу был приговорен и бывший директор электростанции Петр Александрович Долгов, но, судя по документам, приговор не был приведен в исполнение, а заменен заключением.

Кто-то из людей отдавал свое здоровье, работая без выходных и сверхурочно во время Великой Отечественной войны, приближая Великую Победу. Кто-то в невыносимых условиях строил Тамбовскую ТЭЦ и заработал тяжелые болезни. Обо всем об этом рассказывается в книге. Конечно, рассказывается и о современниках тоже.



Я рада, что участвовала в этом издательском проекте и благодарна Юрию Николаевичу Демину, руководителю объединенных региональных электросетей, что дал возможность провести своего рода эксперимент по соединению двух моих профессий - технической и гуманитарной (инженера и искусствоведа). Думаю, без хорошей учебной закалки в ТИХМе (ныне ТГТУ) вряд ли могла бы справиться с этой темой.

Марина Климкова, декабрь 2021 г.



Буклет «Чтим прошлое, бережем настоящее, строим будущее» (2017)

электричество, СССР, презентация, Российская империя, история, мои книги, электрификация города Тамбова, Тамбовская губерния

Previous post Next post
Up