Как и следовало ожидать,
отбитая с помощью прокуратуры атака застройщика на центр города Мичуринска Тамбовской области, целью которой была корректировка ПЗЗ
для последующего высотного строительства, оказалась не последней.
Более того, за это время вдохновитель проекта Михаил Коренев заручился поддержкой - ни много ни мало… Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области и лично г-жи Н.В. Юриной - и.о. начальника Управления. Именно она отвечает на письма градозащитников и запросы Министерства культуры РФ.
Коллекция ответов чиновницы в адрес Минкультуры РФ и Тамбовского областного отделения ВООПИК есть в распоряжении редакции. Вот ответ, направленный Управлением
в Министерство культуры РФ. А вот - ответ, посланный
в Тамбовское областное отделение ВООПИК. Мы специально публикуем полный корпус этих документов, чтобы читатели могли также вынести свое суждение.
Из ответов Тамбовского управления вытекает буквально следующее: в городе Мичуринске не действует никакого проекта охранных зон от 1990 года, на который ссылаются не то что активисты, а Прокурор города, и на основе которого - в том числе - изменения ПЗЗ были отправлены на доработку.
То есть все эти годы богохранимый Мичуринск жил в соответствии с документом, которого - на самом деле не было. Оптическая иллюзия, причем массовая. Ну а то, что все это время проект лежал на сайте госоргана - так это в целях архивно-исторических. Попахивает шулерством.
Н.В. Юрина утверждает в своих ответах буквально следующее: решением Малого Совета Тамбовского облсовета народных депутатов от 25 февраля 1993 года, на которое ссылаются прокуратура и градозащитники, утверждались земли историко-культурного назначения. А сам Проект зон охраны Мичуринска 1990-го года, подробно цитируемый в этом решении, не утверждался, нет отдельного документа об этом, а значит, и ссылаться на Проект не имеет смысла, его вроде как и нет. Таким образом, и.о. начальника Управления проецирует на 1990-е годы схему принятия зон охраны, которая работает сегодня.
Более того, в указанном решении Малого Совета не только четко описаны границы групповой (объединенной) охранной зоны Мичуринска, но и перечислены входившие в нее к тому времени памятники истории и культуры, а также памятники, предложенные к постановке на государственную охрану. Таким образом, охранная зона Мичуринска внесена в действующий нормативный документ органа государственной власти.
Но если даже на минуту согласиться со странной логикой г-жи Юриной, то выходит еще жестче. Описанная в документе территория мичуринской охранной зоны объявлена им землями историко-культурного назначения.
А согласно Земельному кодексу РФ (ст. 99), «земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются».
Коммерческое жилое строительство, да еще высотное, никак не может быть использованием земли по историко-культурному назначению. Такую сову на глобус не натянуть даже тамбовскому управлению по охране памятников.
Комментарий Марины Климковой, Тамбовское областное отделение ВООПИК:
«Да, Малый Совет не утверждал зон охраны. Но Малый Совет утвердил земли историко-культурного назначения города Мичуринска на основании РАЗРАБОТАННОГО ПРОЕКТА ЗОН ОХРАНЫ, который хранится в госоргане и до недавнего времени висел на его официальном сайте.
А если следовать логике Управления, то выходит, что вообще Решение Малого Совета областного Совета народных депутатов Тамбовской области от 25.02.1993 №34 «Об установлении перечня участков особо ценных продуктивных земель, земель природно-заповедного фонда и историко-культурного назначения, изъятие которых не допускается», незаконно.
Между тем, в 1993 г. центр Мичуринска
получил статус земель историко-культурного назначения, где новое строительство запрещено. И в Решении Малого Совета речь идет о проекте охранных зон, разработанном в 1990 году Единым областным хозрасчетным проектно-производственным архитектурно-планировочным бюро главархитектуры Тамбовского облисполкома. Планы проекта зон охраны г. Мичуринска согласованы с Центральным Советом ВООПИиК и Министерством культуры РСФСР 22.08.1991 г. На тот момент ТАКОВА БЫЛА ПРОЦЕДУРА. Никакого дополнительного утверждения не требовалось.
Потому и решение Малого Совета опирается не на утвержденный, а на разработанный проект зон охраны. К тому же не факт, что госорган, который все теряет (например, проект зон охраны Тамбова 1991 г.), не потерял и утвержденный документ по Мичуринску. Именно поэтому, судя по всему, с сайта госоргана недавно пропали чертежи". То есть проект зон охраны Тамбова потерян, Мичуринска - «оказывается - «Федот, да не тот». Видимо, трюки с заменами, разоблачениями и исчезновениями документов Управление освоило и намерено практиковать.
Но и это еще не все.
Как следует из ответов, Управление сейчас разрабатывает проект зон охраны регионального объекта культурного наследия - «Комплекс застройки улицы» (Мичуринск, ул. Советская, 296, 298, 339). Это как раз то место, где собираются строить и пока это невозможно из-за защитных зон. Проект разрабатывается за казенный счет, трудятся сотрудники «Центра по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области».
Вот как кстати-то все: замаячил проект застройки - и сразу же деньги нашлись у Управления на разработку зон охраны. Чудеса! Сколько памятников на Тамбовщине годами такого счастья не могут дождаться, да вспомнить тот же Державинский мост в столице региона. А тут - как по заказу!
А может, и правда, по заказу?
Конечно, хочется верить в людей. Но что-то подсказывает, что проект зон охраны улицы Советской будет таким, что строительство высоток станет возможным. И если это так, то последовательность событий - появления проекта высотного строительства, исчезновения и дискредитации ПЗО, а затем и проектирования новых зон охраны - приобретет явно коррупционный оттенок.
Фото: Сайт Управления по госохране памятников Тамбовской области
Источник:
«Хранители Наследия».