На днях получила посылку из Москвы - экземпляры второго тома лекций Н.Н. Третьякова, который составляла и готовила к изданию с подбором всех иллюстраций. Получился хороший двухтомник. Чувствую необыкновенное облегчение.
Выходные данные второго тома: М.: Издательство «АС-Трас», 2020 - 370 с.: ил. Тираж 1000 экз.
Два тома лекций Н.Н. Третьякова. Фото 12 июня 2020 года
От редактора
В 2013 году началась публикация уникального историографического источника - лекций по русскому искусству Николая Николаевича Третьякова (1922-2003), педагога, искусствоведа, профессора МГАХИ имени В. И. Сурикова и ВГИКа имени С. А. Герасимова. В 1970-1980-х годах часть лекционного курса была записана на диктофон студентами московских творческих вузов, приведена к текстовой форме, а ныне собрана, отредактирована и снабжена иллюстрациями. Первый том, «Петровская и послепетровская Россия», был издан Академией акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Книга «Русская живопись XIX - начала ХХ века» - второй том серии, опубликованный на частные средства.
Мы не располагаем полным объемом лекций Николая Третьякова, поэтому во второй том издания, посвященного искусству XIX - начала ХХ века, вошли лишь материалы о русской живописи, но не обо всех художниках, а о некоторых в обрывочной форме. Аудиозаписи полных лекций, в том числе об архитектуре, скульптуре и графике, не найдены.
Наиболее обширная часть лекционного курса Николая Третьякова касается наследия представителя московской школы живописи В. И. Сурикова. Имя этого художника носит институт, в котором Николай Николаевич преподавал более пятидесяти лет. Полотна Сурикова были для него эталоном, образцом, с чем он сравнивал творчество всех живописцев и всегда находил как их сильные, так и слабые стороны, объективно оценивая разные работы.
При редактировании лекций сохранен, по возможности, слог авторского устного рассказа, чтобы более достоверно передать мысли Третьякова, стиль его преподавания, культуру речи и оставить в истории ценные приметы эпохи второй половины ХХ века. Внешняя простота изложения была возведена Николаем Николаевичем в принцип, за которым видны энциклопедические знания - результат изучения многих материалов: искусствоведческих, литературных, кинематографических. По ходу лекций он упоминал публикации, считавшиеся им наиболее важными для понимания темы. Иногда он приносил на занятия редкие издания из личной библиотеки и передавал студентам для работы.
Николай Третьяков, начинавший обучаться на филологическом отделении, но потом окончивший искусствоведческий факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, через всю жизнь пронес уважение к письменному источнику. Мало того, он считал, что в русской живописи главная роль принадлежит слову. Николай Николаевич называл живопись «искусством изображения слова». Он обращал внимание, что слово воплощалось в русском изобразительном искусстве не только в сюжете, но и выражалось при помощи жеста, цвета, света, являло редкое единство формы и содержания. Третьяков был убежден, что только такое понимание поможет современным художникам создать что-то новое, оставаясь при этом в русле отечественной школы. Он считал традицию основой любого новаторского творчества.
Третьяков знакомил студентов с тем, что почерпнул из книг и статей, но более опирался на собственный практический опыт изучения пластических видов искусств. Одно время он работал в Государственной Третьяковской галерее, прекрасно знал собрания провинциальных музеев России, издал монографии о художниках, сам писал пейзажи акварелью и маслом. Николай Николаевич много ездил, путешествовал по России и особенно полюбил Русский Север, его самобытную природу, открытых, искренних людей и уникальные памятники архитектуры. На лекциях он часто показывал слайды, сделанные им самим во время поездок.
Николай Третьяков был выдающимся лектором. В работе ему помогали блестящие знания, жизненный опыт, беззаветная любовь к своему предмету и редкое человеческое обаяние. В умении общаться с большой аудиторией, по-видимому, сказалось еще одно образование, полученное на актерском факультете Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина.
Третьяков принадлежал к педагогической династии и считал себя более педагогом, чем искусствоведом, о чем неоднократно упоминал. Его отец, Николай Степанович Третьяков, был последователем дореволюционной народной педагогической школы С. А. Рачинского, племянника поэта Евгения Боратынского. Эту линию продолжал и Николай Николаевич Третьяков, человек высокой духовной жизни. Он взял за основу понимания русского искусства культуру православного христианства, развивавшуюся в России на протяжении многих веков, объединявшую все сословия, охватывавшую все стороны жизнедеятельности человека - от рождения до смерти.
Николай Третьяков для многих выпускников московских творческих вузов - живописцев, скульпторов, графиков, режиссеров, операторов - определил понимание искусства, роль в нем художника в широком смысле слова и помог обрести необходимый стержень в жизни.
Марина Климкова
Получила книгу Н.Н. Третьякова Суриковский институт: Вечер памяти Н.Н. Третьякова (часть 1) Суриковский институт: Вечер памяти Н.Н. Третькова (часть 2) Поклон учителю