О художественном оформлении деревянных домов города Тамбова

Apr 29, 2020 22:28


Не было времени продолжить публикацию выступлений на конференции «НАСЛЕДИЕ ТАМБОВСКОГО КРАЯ», которая в связи с режимом самоизоляции проходит в виде сообщений на странице Тамбовского отделения ВООПИиК ВК. По мере возможности буду наверстывать. Ранее знакомила с тремя выступлениями, в том числе со своим (см. здесь, здесь и здесь). Сегодня опубликую еще одно.





Денис Силин, краевед

Элементы славянской языческой символики в художественном оформлении фасадов домов города Тамбова в XIX - нач. ХХ в.

В современной отечественной науке широкое внимание уделяется мифологии и этнографии. Это объясняется тем, что миф является первоначальной формой духовной культуры человечества. Установлено, что мифологичность мышления выражается в определённых сюжетах и персонажах, которые впоследствии получили своё выражение в графических знаках рисунчатого письма (пиктограммах), а также в символах. Отметим, что символизм отличается от пиктографики тем, что не ставит своей целью фиксацию текста, повествования, а служит для обозначения определённых общих идей или представлений.

В древней Руси считалось, что символ, помещенный на фасаде здания, на оконной или дверной раме, под крышей избы, в зависимости от своего посвящения, сможет уберечь от определённого несчастья или принести дому определённые материальные выгоды. С течением времени значение символов забылось, но многие их них остались на фасадах домов в исторической части г. Тамбова, в форме знаков в кружевной деревянной резьбе наличников окон, дверей, кровельных козырьков. В этой связи, вопрос о сохранении рядовой деревянной и каменной застройки г. Тамбова представляет собой не только историко-архитектурное, но и художественное, общекультурное значение.



Если внимательно рассмотреть деревянную резьбу и украшения фасадов зданий, возведённых в г. Тамбове в XIX - нач. XX вв., можно заметить, что на многих крестьянских, мещанских, купеческих и даже домах священников, сохранились символы, уходящие корнями к славянской культуре, создающие неповторимый облик исторического провинциального города. В качестве примера следует привести несколько фасадов таких зданий.

Наиболее любопытен фасад дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Лермонтовская / пл. Кронштадская, д. 3/1, в XIX в. принадлежавшего священнику Покровской церкви Иоанну Новочадову. Сейчас большая часть фасада здания закрыта сайдингом, однако ранее по обеим сторонам были видны 14 символов в форме 4-лепесткового цветка. Этот знак описан в работах Б.А. Рыбакова, А.Г. Силаева и трактуется как «Велесов крест» славянского бога Велеса, покровителя домашнего скота. Этот же символ присутствует в боковой резьбе на фасаде дома № 95 по ул. Пролетарской и дома № 36 по ул. Лермонтовской.

Сразу несколько символов украшают карниз дома № 43 по ул. Базарной. Здесь, под крышей, чередуясь, сменяют друг друга изображения 8-милучевого креста, обведённого кольцом и дерева о 6 ветвях. Согласно трактованною Б.А. Рыбакова и А.А. Бычкова, Древо жизни символизирует в славянской мифологии райское дерево, моделирующее тройную вертикальную структуру мира: небо, землю и преисподнюю. Другой символ, согласно современному прочтению, понимается как Сварогов крест, однако в классической литературе это понятие никогда не встречалось и понимается как разновидность Перунова креста. Символ мог служить защитой от попадания молний и пожаров в доме. Этот знак также можно увидеть на щите воина из первого ряда, изображённого на иконе сер. XVI в. «Благословенно воинство Царя Небесного». Вместе с тем, отметим, что классический Перунов крест имеет 6, а не 8 лучей, в связи с чем данный вопрос требует дополнительного уточнения.

Определенный исторический интерес представляет собой фасад здания, расположенного по адресу: ул. Лермонтовская, д. 36. Здесь во главе каждого оконного наличника расположено стилизованное изображение солнечной ладьи в форме дуги с закругленными концами. Похожие символы встречаются, как утверждают А.Б. Рыбаков и А.Г. Силаев, в северорусской вышивке, свойственной, например, Архангельской или Костромской губерниям. Над окнами в ряд расположены семь 8-лучевых звёзд. Современные домовладельцы, словно угадав солярное значение символов, расположенных на фасаде, окрасили его в синий цвет, цвет неба.

Подводя итоги, отметим, что вопрос о славянском символизме в орнаментах на фасадах зданий не только не разработан в современной научной литературе, но и отсутствует в местной краеведческой литературе. Ложные представления неоязычества путают научную картину этого исторического феномена, а равно отталкивают этнографов и искусствоведов от исследований. Примеры художественного оформления фасадов домов, несомненно, доказывают древнее происхождение этих символов, требующих изучения и исследования.















конференция, НАСЛЕДИЕ ТАМБОВСКОГО КРАЯ, ВООПИиК, декоративно-прикладное искусство, архитектура

Previous post Next post
Up