Мой полный комментарий об особенностях храма бывшей усадьбы Воейковых в Старой Ольшанке (в статье он сокращен, поэтому смысл и логика полностью нарушены):
- Вера Николаевна Воейкова, дочь архитектора Николая Львова, была лично знакома с ведущими столичными зодчими и художниками, поэтому спроектировать храм она заказала придворному архитектору Роману Кузьмину, академику, автору проекта Павловского собора в Гатчине. Ему помогал живописец, академик Константин Молдавский.
После победы в Отечественной войне 1812 года, в связи с национальным подъемом, в России стали обращаться к искусству Древней Руси, изучать его, искать собственный «русский стиль». В русле этих явлений и следует рассматривать храм в Ольшанке. В основу его плана положен шестиугольник. К шестигранному объему присоединены три помещения: алтарь и две колокольни, крытые шатрами. Сегодня такое решение выглядит необычно, оригинально. Однако ему можно найти аналоги в византийской и древнерусской архитектуре. Так, на Руси существовала традиция строительства из дерева шестигранных храмов и колоколен, напоминавших сторожевые башни. Пример каменного здания, близкого Воскресенскому храму по плану и принципу компоновки объемов, - знаменитая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Коломенском). Таким образом, то, что сегодня в храме Ольшанки кажется новаторством, на самом деле можно рассматривать как пример архитектуры второй половины XIX века, где в новых формах продолжают развиваться отечественные традиции.
В XIX веке в России пытались возродить и технологии старых ремесел, в том числе керамики. В храме Ольшанки были керамические иконы. В 1882 году владелец усадьбы Леонид Воейков заказал Елене Поленовой, сестре художника, изготовить два цветных керамических рельефа - Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери, которые в 1884 году были доставлены в Ольшанку. Сегодня их местоположение неизвестно.
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наследие в руинах. Как разрушаются остатки усадьбы в Тамбовской области, где работал художник Василий Поленов
НАДЕЖДА ШУРХОВЕЦКАЯ, 26 ноября
В Старой Ольшанке Уваровского района Тамбовской области до революции 1917 года располагалась усадьба дворян Воейковых, где гостил и работал художник Василий Поленов. Сейчас от усадьбы остался только Храм Воскресения Христова, но и тот разрушается. Епархия от храма отказалась, реставрировать его местным властям не по карману.
По поленовским местам
Село Старая Ольшанка (официальное название - Красное знамя) Тамбовской области находится в 150 км от Тамбова и в 20 км от города Уварово. Автобусы из Тамбова сюда не ездят. Усадьба Воейковых известна прежде всего тем, что в ней гостил и работал известный художник Василий Поленов. На картине «Пруд в Парке. Ольшанка», которая сейчас
экспонируется в новой Третьяковке, изображен барский дом. От него в Старой Ольшанке не осталось и следа.
Ориентировочно поместье находилось за памятником художнику Марии Поленовой, матери Василия Поленова. Сейчас там растут деревья. Конюшня и овчарня тоже не сохранились. От дома управляющего остались стены.
ДОМ УПРАВЛЯЮЩЕГО
ДОМ УПРАВЛЯЮЩЕГО
Барский пруд, из которого спустили воду в советское время, мэрия Уварова восстановила несколько лет назад, вокруг вырубили лишние заросли, расчистили парк, установили бюсты и беседки. На месте, откуда была написана картина «Храм Воскресения Христова в Ольшанке», установлен памятник Василию Поленову, на нем выгравированы его слова: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
В Старой Ольшанке сейчас 55 дворов, жилые - больше половины. В дома проведены газ, свет, водопровод. Но работы в самом селе нет - люди ездят в Инжавино, Уварово и в ближайшие поселения, кто-то работает вахтой на севере или в Москве.
МЕСТНАЯ ЖИТЕЛЬНИЦА МАРИЯ САПУНОВА
МЕСТНАЯ ЖИТЕЛЬНИЦА МАРИЯ САПУНОВА
«Неперспективное место»
Храм Воскресения Христова
признан культурным наследием регионального значения и стоит на балансе Уваровского сельсовета. Принимать его в собственность Уваровская митрополия отказалась.
- Позиция РПЦ и нашего владыки епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия: здесь неперспективное место в плане прихода, людей мало. Храм, конечно, неокупаемый. Но он представляет исторический интерес. И при условии, если мы его «раскрутим», возможно, сюда паломничество будет и он будет себя окупать. Но в данный момент он представляет исключительно исторический интерес благодаря тем личностям, которые его строили, и людям, которые здесь жили, - рассказала председатель Уваровского совета народных депутатов Наталия Губанова.
••••••
Как в храме добывали золото
В советское время храм закрыли и сделали из него зернохранилище. Ступеней не было, по трапу машины и тракторы заезжали внутрь, для этого в стене у входа были выбиты кирпичи. Стену восстановили уже в наши дни, сделали паперть, вставили окна и двери, витражи над купольной частью. Внутри храма витые лестницы ведут к хорам, подняться можно, но полы насквозь прогнили, кое-где обрушились, - ходить небезопасно.
••
В подвале - мощные кирпичные своды, покрытые глубокими трещинами, и остатки двух печей. Если печи восстановить, то можно будет обогревать храм, а пока службы в холодное время года проходят в подвале - в праздничные дни из соседнего села Верхний Шибряй в Старую Ольшанку приезжает иерей Евгений Неверов.
Кирпичная кладка в стенах подвала местами разобрана - это мародеры искали ценности.
Жительница Ольшанки Антонина Ломтева проводит экскурсии в имении Воейковых, открывает храм, следит в нем за чистотой, летом ухаживает за цветниками:
- Еще в 1937 году, когда храм закрывали, в нем были очень большие красивые иконы, расписанные сусальным золотом. Тут были такие инициаторы, они принесли большую ванну с каким-то раствором и пытались смыть сусальное золото, чтобы получить его обратно. Ничего не вышло, но иконы погибли. Последний священник был репрессирован, он не вернулся из лагерей.
ЭКСКУРСОВОД АНТОНИНА ЛОМТЕВА
ЭКСКУРСОВОД АНТОНИНА ЛОМТЕВА
Глава Уваровского района Александр Бочаров надеется: если придать церкви статус памятника федерального значения, ремонтные работы по ее восстановлению профинансирует Москва.
- Из Тамбовской области финансирование на усадьбу Воейковых не выделяется, за исключением, когда полмиллиона дали через управление по охране природных ресурсов для очистки пруда. На храм - ни копейки, - говорит Бочаров. - Специалисты министерства культуры два года назад из Москвы приезжали и обследовали здание. Они сказали, что на восстановление надо в пределах 100 миллионов рублей, состояние храма не критическое, но требует быстрого вложения средств, потому что с каждым годом он все хуже и хуже. Если сейчас не применить сберегающие технологии, не предотвратить трещины, купол не закрыть, то разрушений будет еще больше. Три года назад кровлю раскрыло ураганом, начался процесс разложения древесины. Специалисты сказали, есть два момента: укрепление фундамента (храм стоит на дубовых сваях) и укрепление купольной части. А затем уже внутрь можно заходить. Скорее всего, на купольной части сохранились фрески, просто они забелены.
ГЛАВА УВАРОВСКОГО РАЙОНА АЛЕКСАНДР БОЧАРОВ
ГЛАВА УВАРОВСКОГО РАЙОНА АЛЕКСАНДР БОЧАРОВ
Искусствовед, секретарь Тамбовского отделения ВООПИиК, эксперт Общественной палаты Тамбовской области Марина Климкова:
- Вера Николаевна Воейкова, дочь архитектора Николая Львова, была лично знакома с ведущими столичными зодчими и художниками, поэтому спроектировать храм она заказала придворному архитектору Роману Кузьмину, академику, автору проекта Павловского собора в Гатчине. Ему помогал живописец, академик Константин Молдавский.
После победы в Отечественной войне 1812 года, в связи с национальным подъемом, в России стали обращаться к искусству Древней Руси, изучать его, искать собственный «русский стиль». В русле этих явлений и следует рассматривать храм в Ольшанке. В основу его плана положен шестиугольник. К шестигранному объему присоединены три помещения: алтарь и две колокольни, крытые шатрами. Сегодня такое решение выглядит необычно, оригинально. Ему можно найти аналоги в византийской и древнерусской архитектуре. Пример каменного здания, близкого Воскресенскому храму по плану и принципу компоновки объемов, - знаменитая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Коломенском).
В XIX веке в России пытались возродить и технологии старых ремесел, в том числе керамики. В храме Ольшанки были керамические иконы. В 1882 году владелец усадьбы Леонид Воейков заказал Елене Поленовой, сестре художника, изготовить два цветных керамических рельефа - Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери, которые в 1884 году были доставлены в Ольшанку. Где они сейчас, неизвестно.
Усадьба Воейковых, живописные поленовские места могли бы стать привлекательными для туристов, как, например
Музей-заповедник Василия Поленова в Тульской области, но пока ни бюджетной помощи, ни меценатов найти не удалось.
Источник.