К памятнику Зое Космодемьянской, установленному в 1947 году в сквере близ ансамбля Казанского монастыря, отношение у меня особое. Во-первых, считаю его самым выразительным в городе. Во-вторых, мой взгляд здесь преломляется и сквозь личное знакомство с членами семьи скульптора, его выполнившего, - Матвея Генриховича Манизера (1891-1966), народного художника СССР, вице-президента Академии художеств СССР, доктора искусствоведения. С внучкой скульптора, Ольгой Манизер, мы учились в одной группе на искусствоведческом факультете Московского государственного академического художественного института (МГАХИ) имени В.И. Сурикова.
На странице
«ВООПИК-Тамбов» сообщается:
Сегодня представители тамбовского отделения ВООПИиК посетили Управление по государственной охране объектов культурного наследия области, чтобы прояснить некоторые моменты относительно идущего конкурса на разработку эскизного проекта памятника по увековечиванию памяти тамбовчан-героев. Его решено установить около объекта культурного наследия федерального значения «Памятник З.А. Космодемьянской» (Постановление и.о. главы г. Тамбова от 20.03.2019 г.
http://mo-tambov.ru/pravo/Home/GetAct/96717).
Мы считаем, что памятник Зое Космодемьянской получил статус объекта культурного наследия, чтобы уберечься от подобного рода сооружений, ибо в улучшении он не нуждается.
Членам ВООПИиК было сообщено, что приказом Управления на основании государственной историко-культурной экспертизы в 2018 году был определен режим использования территории достопримечательного места «Тамбовский Казанский мужской монастырь», где написано много чего, в том числе, что возможна: «установка произведений монументально-декоративного искусства высотой не более 3 м» (см. пункт 1 приложения 2 приказа
http://docs.cntd.ru/document/446655424). 3 м, но не 6 м, как предлагается в обсуждаемом проекте!
Члены ВООПИиК указали на то, что далее в пункте 3 приложения 2 приводятся «Дополнительные специальные требования для отдельных регламентных участков территории достопримечательного места», куда и входит интересующий нас участок РО-2 «Казанский сквер» и где:
«Разрешено:
- воссоздание садово-парковых построек вне зоны прямой видимости объектов культурного наследия,
- устройство ограждений со стороны улиц высотой не более 1 метра, с использованием традиционных материалов, архитектурно исторических элементов и декоративной отделки.
Запрещено:
- строительство объектов капитального строительства, установка временных и некапитальных сооружений, кроме воссоздаваемых исторических садово-парковых элементов и ограждений» (см. пункт 3 приложения 2 приказа
http://docs.cntd.ru/document/446655424).
Администрация города Тамбова присылала в Управление готовящиеся документы с условиями конкурса. Управление рекомендовало соблюдать регламент достопримечательного места, вот только как их соблюдать, если на данном участке пункт 3 запрещает какое-либо капитальное строительство?! Почему об этом не было сообщено администрации города?
Кроме того, выяснилось, что документация, принятая Управлением, расходится с действующим генпланом города Тамбова и Правилами землепользования, подписанными в 2017 году главой администрации области А.В. Никитиным. На генплане вся территория Казанского монастыря вместе с памятником Зое Космодемьянской является охранной зоной, где строительство запрещено. На Правилах землепользования территория памятника - Казанского монастыря - значительно превосходит имеющуюся в документах Управления.
Кстати, и в положении о конкурсе говорится: «Художественное и архитектурно-планировочное решение памятника выполнить в органичной увязке с существующей застройкой, благоустройством и в соответствии с генеральным планом города». Но как можно поставить памятник в охранной зоне и не нарушить генеральный план?!