Продолжаю знакомиться с
серией рассказов по истории Руси. Вот уже начало 16 века, время правления Василия III, сына Ивана Великого (он же - Иван III). Выдержка из текущего видео:
«… возникло государство-беспредельщик, которое управляет обществом с помощью страха. Общество приспособилось и выработало свой вариант ответного беспредела: если государство - рабовладелец, общество - раб. Как это выглядело на практике?...
…остановлюсь на московитских нравах, которые особенно шокировали европейскую публику, прежде всего, морально дисциплинированных протестантов.
Речь о гомосексуальности. Бояре и дворяне считали для себя честью делать это, не стесняясь и гласно. Мужеложство и скотоложство являлось обычной темой для разговоров на пиршествах. Замеченных в таком поведении серьезно не наказывали, в кабаках и на улицах об этом распевали гнусные песенки.
В 1568 году английский поэт Джордж Тембервил побывал в Москве и по итогам визита написал стишок: «Хоть есть у мужика достойная супруга, он ей предпочитает мужеложство друга. Он тащит юношей, не дев к себе в постель. Вот в грех какой его ввергает хмель».
И еще подстрочник: «Даже если у мужика есть веселая красивая жена, потакающая его звериной похоти, он все равно предается содомскому греху. Чудовище с большей охотой ляжет в постель с мальчиком, нежели с любой девкой. На пьяную голову совершает он такой грязный грех. Женщина, дабы отплатить за ночные мужние измены, по примеру супруга бросается во все тяжкие».
… так вырабатывалась протестная рабская мораль. Содомский грех был популярен именно в XV, XVI и XVII веках из-за запрета.
Русские христиане понимали, что с точки зрения православной этики это большой грех. Когда Федор Телепнев-Оболенский обвинил Алексея Адашева в том, что он «занимался блуднями» с Иваном Грозным, тот обиделся и пожаловался Грозному. Телепнева-Оболенского в итоге казнили. Не игрушки - серьезное оскорбление! И одновременно рабская бравада. Как же - нарушить постановление, норму, жесткие правила. Отсюда и безудержное пьянство, и срамной кураж. Я воспринимаю это, как убогую форму протеста общества против тоталитарной, тюремной жизни.
- А.Л: А, может, элемент культуры, понятной людям?
- Д.К: Например, в Новгороде и Пскове такого не было. И даже в Москве в эпоху Дмитрия Донского. Да, князь бросил москвичей на произвол судьбы, и уже тогда они вели себя не очень по-европейски: грабили, убивали, напивались, корчили рожи татарам с крепостных стен т.д. Но все-таки послушались литовского князя и организовали какую-никакую оборону, несмотря на вековые инстинкты. А в XV и XVI веках Москва уже не могла породить ничего, кроме беспредела и безответственности: присягают, свергают и целуют крест следующему.
Вообще безответственность - главное качество рабского поведения. Но это не значит, что люди глупые или трусливые. Просто они не чувствуют себя гражданами, частью чего-то, что им принадлежит. У них ничего нет!
Что остается в такой ситуации? Травить анекдоты и кривляться. Такая форма протеста. Я прошу прощения, но стихи Дмитрия Быкова - это что-то из этой же серии, причем, конечно же, другого уровня. Разумеется, другого совершенно уровня. Но в принципе, это те же козьи морды системе. Какой балаган у нас был, такой и остался…»
Полная
расшифровка...