особенности московской политической культуры

Dec 14, 2013 12:32

В продожение разговора - «Сумерки III Рима»:
Открываю историю России, слушая цикл передач «Сумерки III Рима» (Даниил Коцюбинский). Черепашьими шагами, по ходу других занятий (вчера за выпечкой блинов), но доступность для понимания настолько несравнима с тем, что было в школе и в другие встречи (на том же Эхе исторические программы таковы, что за деревьями леса не видно. Да, им, как я уже поняла, и не надо образовывать слушателей. Им надо удерживать их стадное состояние…), что забросить желание разобраться невозможно…
Что становится понятно - Путин осознал выгоды для элиты той политической культуры, что сложилась во времена нашествия монгол.
Это не народ такой геннонеполноценный, в чём  пропагандисты всея Руси, включая и Эхо Москвы, пытаются убедить народ. Это власти выгоден тот миф.

Цитаты из передачи для анонса:
«В чем феномен Москвы? Почему в итоге она смогла победить?
Во-первых, москвичи пригласили к себе митрополита и, тем самым, использовали церковное влияние.
Во-вторых, еще Иван Калита получил право собирать дань. Это значит, можно откупиться от монголов, а дальше, что соберешь - все твое. То есть они были богатенькие, по сравнению с остальными. Конечно, Новгород был богаче, но сейчас я говорю о тех, кто находился в сфере влияния Орды. А Новгород политически ей не подчинялся, лишь платил дань. Все остальные князья ездили за ярлыками в Орду и платили очень тяжелую дань, гораздо большую в пропорциональном отношении, чем новгородцы. И все свозили в Москву. Если у кого-то из князей не оказывалось денег, Москва говорила: «Хорошо, мы заплатим за вас в этом году, но выкупим ярлык на ваше княжение». Так княжества теряли свою независимость. Формально династии сохранялись, но они выступали в роли московских чиновников.
- А.Л: Своеобразных губернаторов.
- Д.К: Да, по сути, они превращались в губернаторов. И чтобы эта схема работала, были нужны монгольские князья - они выступали гарантами того, что княжества не откажутся от долгов и не захотят снова стать хозяевами на своей земле. Грубо говоря, сильный монгольский хан был выгоден правителям, которые к тому времени существовали на территории Великого Московского княжества, и не выгоден остальным. Основное население страдало, экономика и городская жизнь не могли нормально развиваться в условиях бесконечных поборов...

…Но скоро московские князья взяли еще один рубеж нарушений - до того момента ослепляли, однако братоубийства не было. В Новгород командируется...
- А.Л: Спецназ?
- Д.К: Нет, «группа с полонием». По слухам, через новгородского посадника или одного из приближенных Шемяки подкупили повара…

…особенности московской политической культуры, сформировавшиеся к XV веку, которые останутся неизменными в дальнейшей российской истории.
Итак, в основе московской цивилизации лежит то, что философ Ницше называл ресентиментом. Это рабская психология и агрессивная зависть к хозяевам, сдобренная неодолимым желанием взять реванш. Причем независимо от того, реальное это подчинение или хозяин выдуман. Поначалу его роль исполняли монгольские ханы - те, кого на Руси называли «злыми татарами», долгое время являвшиеся легитимными правителями. Потом татары исчезнут, и на смену им придет зависть к Византии, далее, в XIX веке - к Европе, а в XX столетии - к Западу в целом и конкретно США. У России всегда есть незримый внешний враг, который строит ей козни, которому завидуют и которого воспринимают, как причину всех проблем и неурядиц в стране. Спросите сегодня среднестатистического россиянина, откуда наши беды, и услышите, что нам пакостят внешние враги. По сути, мы до сих пор не свободны и сами за себя не отвечаем. [От себя: О том, что российская оппозиция той же закваски, можно понять, вспомнив, как та валит вину за все беды на понаехавших, в этом опять же соревнуясь с властями]
Следующий важный момент: цель государства - не обеспечить благо подданных, а продемонстрировать мощь и осуществить максимальную территориальную экспансию. Это наследие Чингисхана, который вообще не собирался останавливаться: куда доедем, там всех подчиним. Строилась бесконечно расширяющаяся мировая империя. Московская государственность в полной мере усвоила «синдром Чингисхановой империи» через Золотую Орду. То есть задача Московского государства - не сделать так, чтобы людям хорошо жилось, а в том, чтобы государство было мощным, победоносным и постоянно раздвигающим границы. В конце концов, это материализовалось в появлении на политической карте самого большого государства мира.
Третий пункт - абсолютная монополия верховного правителя на все виды власти: законодательную, административную и судебную. Хан, царь, генсек или президент, в конечном счете, решает любой вопрос. И неважно, что есть какие-то другие институты - последнее слово остается за ним. Соответственно подданные - рабы, и вся территория - его собственность. Это опять же прямое наследие правовой культуры монгольской империи, которую монголы позаимствовали у Китая и китайских императоров.
Еще один важный момент - восприятие власти как силы извне по отношению к обществу. То есть речь идет не о саморегуляции и формировании власти, которая нужна, полезна и приятна обществу, а о некой внешней силе, которая заставляет ей подчиняться. Это стиль взаимоотношений Сарая (столицы Орды) и улусов на местах, перенесенный Москвой на другие русские княжества. Садовое кольцо вплоть до сегодняшнего дня живет своей жизнью, абсолютно не органичной и не имеющей обратной связи с территорией, которая обязана выплачивать «дань».
Наконец, восприятие населением верховной власти, как единственного активного инструмента для решения любых вопросов. Если возникает проблема, первая мысль - написать челобитную или обратиться за разъяснениями к вышестоящему начальству. Горизонтальные механизмы отсутствуют или не работают. Отсюда - наш правовой нигилизм. Ведь право подразумевает возможность найти справедливость в суде, независимом и никому не подчиненном институте. А если на все вопросы отвечает начальник, возникает ощущение условности права. Да, мы о чем-то договорились, но договоренность действует до тех пор, пока у одной из сторон не появляется силовой аргумент, чтобы ее аннулировать. Здесь всегда проигрывает тот, кто по наивности или из-за природного благородства серьезно относится к взятым на себя обязательствам. Так возникает феномен отрицательного отбора, в том числе элит. Побеждают не самые достойные, благородные и героические, а наиболее коварные, хитрые и готовые выживать любой ценой. То есть выигрывают холопы, носители рабской психологии, а господа гибнут…»

Замечу, что расшифровка передачи в некотором сокращении, и много актуальных для сегодняшнего дня замечаний в ней нет. То есть, кому глубоко любопытно мнение историка, надёжнее прослушать видео...

21 июня 2013 -

история, Россия, рабская_мораль

Previous post Next post
Up