А делать в арабском квартале поздним вечером действительно было нечего. (Начало этой истории - в посте
"Чашка кофе в холодном Иерусалиме".) Разве что ощутить это странное чувство, которое охватывает тебя в темных пустынных узких улочках Старого Иерусалима, вымощенных известняком, гладким-гладким от времени. Изредка встречающиеся группки арабов, сворачивающих свои лавочки, только добавляют остроты к этому чувству…
Возвращаюсь в еврейский квартал и через Стену Плача иду в свой отель.
День второй. Спешить некуда. Брожу по улицам Старого города. Туда-сюда. Старый город - он ведь маленький совсем. Меньше километра в диаметре. И когда-то Старый город - это и был весь Иерусалим. Окружен он толстыми каменными стенами. И 7 ворот со всех сторон света. 7 открытых ворот. И одни ворота - ЗАКРЫТЫЕ.
И вот к этим закрытым воротам меня всегда тянет, как магнитом… Они будоражат мое воображение…
Туристы видят их обычно очень издалека, из Гефсиманского сада. Золотые Ворота, или Ворота Милосердия. Каждый раз, когда я приезжаю в старый город, я пробираюсь прямо к самим воротам, через древнее пустынное мусульманское кладбище.
Эти Золотые ворота - старейшие из всех ныне существующих ворот города. Когда они были открыты, через них можно было попасть на Храмовую гору, где стояли Первый и Второй еврейские храмы. Согласно христианскому преданию через эти ворота въехал на ослике в Иерусалим Иисус.
В иудейской традиции считается, что камни, закрывающие ныне Золотые Ворота, рухнут и войдет через них в Иерусалим Машиах (Мессия). И воскреснут те, кто покоится на Западном склоне Масличной горы и первыми увидят Мессию. «И будет Он (Мессия) судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4). И "делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Псалом 36:9).
А почему ворота оказались заложенными камнями? Точно не известно, кто и когда их заложил. Но по одной из версий, когда Иерусалим захватили турки, в 1541 году Сулейман Великолепный приказал наглухо заложить Золотые ворота. Зачем? А вот чтобы не свершилось пророчество, чтобы воспрепятствовать входу Мессии. За воротами, внутри города, были построены мечети, а снаружи султан распорядился разместить мусульманское кладбище. Все это для того, чтобы пророк Илия который должен возвестить приход Мессии, не смог пройти через кладбище и войти в город через Золотые ворота, поскольку является Илия коэном (иудейским священнослужителем), а коэну через кладбище идти нельзя, потому как кладбище является местом ритуально нечистым.
Более того, захоронены там были мусульманские воины, которые воскреснув, также должны будут, по замыслам Сулеймана, воспрепятствовать входу Машиаха в Иерусалим.
Каким образом в итоге свершится пророчество, как откроются Врата Милосердия, как там окажутся пророк Илия и Машиах - остается интригой. И это мой мозг и будоражит.))) Ну и вообще. Через дорогу - еврейское кладбище. И ожидаемое массовое воскресение всех покоящихся здесь и Страшный Суд ровно в том месте, где ты сейчас стоишь - картина для человека с воображением довольно волнительная.)))
Обошла почти весь старый город снаружи, вдоль его стен… Снова брожу внутри. Туда-сюда. Иду по улице Виа Долороза. Via Dolorosa - это «Путь Скорби» на латыни. Это путь Христа к месту распятия. Крестный путь. Остановки, которые делал Христос на этом пути, называются здесь станциями. Иду этим путем, от Львиных ворот в сторону Храма Гроба Господня… На четвертой станции меня кто-то одергивает:
- Откуда ты?
- Из России. Но сейчас приехала из Хайфы.
- Я уже видел тебя.
- Да, я здесь уже второй день. Я здесь на три дня и просто гуляю.
- Тогда понятно, почему ты шатаешься туда-сюда.
Его зовут Ясин. Араб с четвертой станции, которая отмечена армянской католической церковью Богоматери Великомученницы. Владелец ресторана у входа в церковь и гостиницы там же. Отчаянно зовет выпить чашку кофе в уютном тихом дворе армянской церкви. Отчаянно сопротивляюсь. Знаю я эти чашки кофе… Потом не отобьешься...
"Настоящий арабский кофе с кардамоном!" - говорит Ясин. «Эээ, настоящий арабский кофе с кардамоном…» - думаю я… А мне грустно и одиноко, а тут настоящий арабский кофе с кардамоном и возможность прикоснуться к незнакомой мне жизни арабов в старом Иерусалиме… «С кардамоном?! - сказала я, - Ну, пошли."
Продолжение здесь...