Вы уже заметили в своем инстаграме или фейсбуке, как вдруг ваши знакомые и звезды стали публиковать свои сравнительные фотографии - сейчас и 10 лет назад? Или, может быть, опубликовали сами такое сравнение?
Это "10 YEAR CHALLENGE". Челлендж (флешмоб, мем), рожденный в недрах Фейсбука, и в середине января проникший в его аккаунты и аккаунты купленного им Инстаграма. Использовались хэштеги #10yearchallenge, #2009vs2019challenge, #2009vs2019. Только за три дня в челлендж оказались вовлечены 5,2 млн. пользователей Фейсбука. Надо полагать, сейчас эта цифра выросла многократно.
Кто запустил этот флешмоб? Сами пользователи соцсети?
Кейт О’Нил, основательница исследовательской компании "KO Insights", автор работы о слиянии физического и цифрового пространств,
непринужденно рассуждает в своем Твиттере о том, как собранные от пользователей данные могут быть использованы для обучения нейронных сетей распознаванию лиц в процессе возрастных изменений.
15 января 2019 года Кейт О’Нил
продолжает эту мысль на страницах американского издания Wired:
"Я не хочу утверждать, что мем по своей сути опасен. Но я знаю, что сценарий распознавания лиц в целом правдоподобен и указывает на тенденцию, о которой люди должны знать. Стоит учитывать глубину и широту личных данных, которыми мы делимся.
Многие из тех, кто критиковал мой тезис, утверждали, что фотографии и без того были доступны. Facebook и так имеет все фотографии профиля.
Конечно имеет. Однако, если вы захотите обучить алгоритмы распознаванию лиц и возрастных изменений, вы бы захотели иметь более строгий набор данных. Просто загружая фотографии в соцсети, люди не всегда соблюдают хронологический порядок, изображают не только свои фотографии, и анализ на основе таких данных потребовал бы отфильтровывать много информационного "шума". Вам было бы очень полезно, если бы у вас был относительно чистый, простой для анализа набор фотографий, услужливо помеченный подписями «тогда и сейчас».
Как это может быть кем-то использовано? Кейт О'Нил предлагает для примера три вероятных варианта использования этих данных для распознавания лиц: один позитивный, один нейтральный и один негативный. Я дам их очень коротко.
- Позитивный. Технология распознавания лиц, особенно в контексте возрастных изменений, может помочь в поиске пропавших детей.
- Нейтральный. Использование технологии для целевой рекламы.
- Негативный. Способность оценивать возрастное прогрессирирование может повлиять на систему оценок в страховании и здравоохранении. Если анализ вашей личности покажет, что вы стареете быстрее, чем предполагают средние показатели, с вами будут связаны повышенные страховые риски. Вы можете заплатить за страховку больше или даже получить отказ в страховании.
"Опасно ли тренировать нейронные сети в распознавании лиц и возрастных изменений? - задается вопросом Кейт О'Нил. - Не обязательно и в некотором смысле, это даже неизбежно. Однако, более широкое послание, удаленное от задачи любого мема, заключается в том, что нам нужно подходить к взаимодействию с технологиями, понимая, как наши личные данные могут быть использованы в масштабе. Люди являются самыми богатыми источниками данных для большинства технологий, появляющихся в мире, и мы должны это знать и действовать с должной осмотрительностью.
Люди являются связующим звеном между двумя мирами - физическим и цифровым. Наши данные - это топливо, которое делает бизнес умнее и прибыльнее."
Facebook отрицает свою причастность к зарождению #10YearChallenge. «Это созданный пользователями мем, который сам по себе стал вирусным», - сообщает представитель Facebook в ответ на публикации. - Это свидетельство того, что люди развлекаются на Facebook. И не более.»
При этом, мировые умы поддержали опасения О'Нил. В частности, Эми Уэбб, профессор бизнес-школы им. Леонарда Стерна при Университете Нью-Йорка. По ее мнению, 10 YEAR CHALLENGE - «идеальный шторм для обучения машин», представляющий «пугающую возможность» натренировать нейронные сети распознавать даже минимальные изменения во внешности людей.
В то же время, публикацию О'Нил стали активно обсуждать в контексте «теорий заговора», хотя, заметьте, она очень корректно подавала свои мысли и подчеркивала, что из ее публикации следует делать более широкие выводы о том, что следует задумываться, кто и зачем собирает наши личные данные.
Я буду не столь деликатной. Я за технический прогресс. Мое воображение будоражат
добавки, разработанные с использованием искусственного интеллекта. Меня восхищают люди, которые делают будущее, которые работают в масштабах всего человечества. Меня завораживает мысль об обучении нейронных сетей. Я рада, что нейронные сети получают прекрасное "образование".
Но мне хочется, чтобы и люди, имея сейчас доступ к уникальным возможностям интернета, получали прекрасное "образование", а не опускались до того примитива, который они называют "самообразованием в инстаграме". Имея доступ к ценнейшим книгам, редким материалам, учебникам, вы воткнулись в проглядывание чужих сториз и прямых эфиров в инстаграме и называете это "самообразованием". Вы покупаете дешевки, ставшие бестселлерами, типа книжек «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым».Bullshit. Вы давно приняли себя, когда легли на диван и воткнулись в инстаграм. Но вы называете это "саморазвитием" и "инвестициями в себя". Массовые флешмобы вы называете челленджем. "Вызов" с английского, да? Так вот вас обманули. Вызов - это каждодневный упорный труд, преодоление себя, достижение целей. Достижение целей по-настоящему, в реальном мире, впахивая и любя свою работу, которая должна приносить людям пользу, а не на уровне банальных статусов в соцсетях. Вызов - это не запиливание фоточек в инстаграм. Мне очень жаль, что из всех опций, доступных в интернете, человечество по большей части выбрало одну опцию - "развлечься".
© Данная публикация является объектом авторских прав. Использование разрешено только с указанием автора и источника в виде активной ссылки.
Публикация написана с использованием материалов издания Wired:
FACEBOOK'S '10 YEAR CHALLENGE' IS JUST A HARMLESS MEME-RIGHT? Обо мне:
МАРИНА ХАЙФА И БЛОГ "ВЕЧНАЯ МОЛОДОСТЬ".