Nov 30, 2007 22:14
Сын мой, уже давно углубившийся в историю, на этот раз написал СТАТЬЮ. Читатели-историки! Если можно, не обижайте. Если хотите, комментируйте. Мною проведена воспитательная работа о важности чтения первоисточников, но человеку пока 11 лет.
На первый взгляд, в Куликовской битве всё ясно. С одной стороны, русские, а с другой- татары. Но что-то странное во всём этом. Псковичи, полочане, брянчане и калужане, были, если посмотреть на карту, лидирующими козырями в битве. Московское войско, будто специально, было поставлено в таком месте, где его ожидали страшные потери.
Теперь разберёмся во всём этом. Полочане и псковичи, стоявшие в полку правой руки, не отступили не на один шаг и отогнали татар, так как занимали весьма выгодную позицию, но тем не менее, полочане и псковичи, которых необычайно трудно заподозрить в трусости, не пришли на выручку избиваемым московитам.
Что тут? Измена? Нет, конечно. Старшие Ольгердовичи ненавидели татар и имели взаимовыгодный союз с Москвой. Кроме того, полк правой руки участвовал в контратаке русских сил.
Русские историки, для которых весь мир вращается вокруг Москвы, которая тогда, кстати, не имела под контролем большей части Северо-восточной Руси, утверждают, что русским войском командовали именно Дмитрий Донской и «русские» военачальники.
Но почему, кроме того, что правый полк занимал самую выгодную на Куликовом поле позицию, резервный (не путать с засадным!) полк состоял из брянчан. Российские историки утверждают, что старшие Ольгердовичи искали у «могущественной» Москвы помощи, но, как показала история 1386 года, когда Ягайло чуть не был свергнут теми же старшими Ольгердовичами. Андрей и Дмитрий могли вполне обойтись без московитов.
Здесь солидарную позицию с нынешними историками, засевшими в Москве, занимает Гудавичус, известный литовский историк современности, утверждая, что старшие Ольгердовичи - просто московские агенты, хотя именно старшие Ольгердовичи боролись за защиту литовских территорий от Польши.
Пойдём дальше. Кроме того, что литовцы как бы окружали московское войско и ополчение с полка правой руки и резерва, калужане, оболенцы и другие южные князья стояли у московитов с левого фланга. Что это значит?
Конечно, в полку левой руки было немало и войск северных княжеств, которые были полунезависимы от Москвы. Но почему было так много людей с южных земель, которыми, возможно, владели литовцы? Ответ напрашивается сам. Тут был какой-то заговор.
Против кого могли «интриговать» литовцы. Явно, что против Дмитрия Донского. Ведь по русским источникам, именно он командовал войском. Но в пользу кого? В пользу Мамая? Нет, вариант явно не годится.
Литовцы не были такими дураками, чтобы сражаться за Мамая. Они отлично понимали, что их воины просто не станут атаковать московитов вместе с татарами. Конечно, если бы имелся другой предлог, воины бы с радостью кинулись на «москалей», с которыми Андрею Полоцкому, фактически главному над старшими Ольгердовичами, приходилось воевать в войске своего отца.
Тогда в пользу кого «интриговали» литовцы? Не в пользу Ягайло, с которым Андрей был врагом. Но тогда выходит, что интрига теряет всякий смысл. Интрига ради интриги- просто бессмысленная авантюра.
Литовцы, скорее всего, что-то подозревали против Дмитрия. Недаром, в засаде помещался наиболее, с одной стороны, лояльный Москве, а с другой стороны - дружественный старшим Ольгердовичам серпуховский полк. Ему и Дмитрий мог доверять, и Ольгердовичи могли надеяться перетянуть его на свою сторону.
Кстати, ещё один довод против того, что Москва возглавляла общерусское ополчение. Литовцы с поля боя легко могли удрать, прикрывшись засадным полком брянчан и отойдя к бродам. У которых была та самая дубрава, где стояли засадой серпуховцы. Далее, полочане + псковичи вполне могли обороняться на своей позиции даже тогда, когда московитов побили бы.
Хочу заметить, что серпуховцы также были пушечным мясом. Им пришлось пробиваться к московскому войску и атаковать татар. Полочане же, отбив пару татарских атак, стояли спокойно на своей позиции, пока московиты отходили с нетерпением ожидая появления засадного полка.
Кроме того, Дмитрий, «возглавлявший» объединённое русское войско, не смог наказать полочан за то, что они выжидали появления засадников, довольствуясь отражением довольно вялых татарских атак. Причём если мне возразят, что в ходе битвы татары старались окружить московитов, «зная, что они главные», то я отвечу, что татары ничего не могли знать- они лишь могли подозревать что- либо. К тому же, московитов было больше, чем полочан, и татары их больше боялись, так как полочане не торопились с решительными действиями. Но почему тогда татары, зная, что полочане- такое второстепенное войско, не попытались «дожать» московитов, и отпраздновать победу. Ведь если бы московиты были бы главными над полочанами, то те сразу бы удрали, увидев, что московитов перерезали.
На мой взгляд, легенда о том, что на Куликовом поле сражались армии по 200 тысяч воинов- откровенно сдутая . Конечно, тысяч 120-150 с обоих сторон было, ведь всё же Москве помогали полочане и брянчане, а у татар была конница их степной империи. Но миф о бесчисленных армиях, сошедшихся в битве, явно создан для того, чтобы замолчать неприглядную действительность.
Итак, татары атакуют. Два передовых полка смяты или перерезаны. На полк правой руки предпринято несколько атак. В это время, главный полк, состоящий из московитов, неся чудовищные потери, в общем-то проигрывает татарам. Правда, у обеих сторон возникает сумятица, и татары тоже оказываются в ужасном положении- их фронт порвался, как, впрочем, и московитский.
И тут начинаются странности. Нормальный полководец, как раз вроде Мамая, добил бы основного противника и разогнал бы московских союзников. Вместо этого татарская конница почему-то частично (а может, и полностью) переносит удар на полк левой руки. И тут всё идёт как по маслу. Перерезав почти весь полк, татары ликуют, так как даже брянчане задерживают их временно, и тут, как кара небесная, засадники устраивают татарам Канны, а затем Пусан. В общем, всё отлично. Странно только одно.
О том, что происходило с главным полком в то время, как татары убивают воинов Северной Руси и калужан, в летописях говорятся мало. «Официальные» летописи говорят мало, в основном обрывками. Формально, главный полк отходил, пока не подоспел засадный полк. Очень странно- ведь после гибели левого полка в центре должна была происходить основная битва, о которой сохранилось бы очень много сведений (по тогдашним меркам).
Но нет. Татары будто остановились, в нерешительности обдумывая, чтобы им предпринять. Брянчане кое-как держали фронт, хотя татары наседали беспощадно. Московское войско, такое многочисленное, будто вышло из битвы, не желая сражаться. Что за этим стоит?
К тому же, вспомните официальный миф, как был найден на Поле Куликовом Донской. Его якобы «нашли» оглушённым, без единой раны, в глубоком тылу, куда могли прорваться лишь немногие всадники, которых сразу бы уничтожила княжеская охрана.
И как-то странно получается. Дмитрий Донской вроде бы отдал доспехи некому Бренку и пошёл в ряды воинов рубиться с врагом. Извините, в это не верю. Дмитрий никогда не участвовал лично в битвах, а ведь Московское княжество воевало почти всю свою историю. И что странно, то это то, что Дмитрия, якобы лично сражавшегося на поле боя, нашли в глубоком тылу без единой раны.
Кто мог напасть на московского князя, причём так, что охрана не вмешалась или не успела вмешаться? Явно не татары, которых бы быстро заметили и уничтожили на подходе. Недоброжелатели у князя, конечно, имелись, но ведь в охране князя служили наиболее лояльные ему дворяне и дети боярские.
В это время, когда отношения определялись родственными узами, многие московиты могли были быть тесно связаны с литвинами. Вспомните хотя бы брак Елены Ольгердовны с Владимиром Андреевичем Серпуховским, заслуженно прозванным за битву Храбрым. Скорее всего, Дмитрий задумал договориться с татарами, и дружественные к Ольгердовичам воины из охраны московского князя решили убить его, но попытка провалилась.
Патриотам очень советую вспомнить, в каких отношениях была Москва с татарами (об этом подробно упоминает блестящий советский историк М.Н.Покровский - советую почитать). В течение первой половины 14-ого столетия Москва, подобно вишистам во Франции, энергично работала на татар, в то время как литовцы и тверяки ожесточённо боролись с Золотой Ордой, и Ольгерд даже разбил три татарских армии («орды») у Синих Вод, освободив Южную Украину. Тверь же подняла знаменитое восстание против татар, подавленное при участие Москвы.
Следственно, старшие Ольгердовичи пытались ликвидировать предателя - Дмитрия, а потом вынудили его действовать против татар. Не нравится версия - пусть не нравится. В конце- концов, я, в отличие от официальных историков, никому её не навязываю.