Жизнь по ту и по эту сторону солнца

Feb 07, 2014 18:35

Originally posted by rozdenie_solnca at Жизнь по ту и по эту сторону солнца
Это интервью с удивительной женщиной, латвийской акушеркой Рудите Брувере. Возвращаюсь к нему снова и снова, потому что оно о самом главном

18 Марта 2011



Елена Дранова о латвийской акушерке РУДИТЕ БРУВЕРЕ:

"Акушерка замечательная! и удивительная женщина!" - так сказала мне про Рудите Брувере моя московская подруга (сама акушерка и семейный врач, она познакомилась с Рудите на одной из встреч Midwifery today).

Рассказывая о встрече с Рудите в Риге, я могла, конечно, написать про философию естественных родов, про Мишеля Одена, про то, сколько процентов родов в Латвии приходится на кесарево сечение. Сделать интервью. В общем, свободная акушерка и косный мир. Роды дома, грудное вскармливание, без прививок, босиком по снегу и т.д.

Но так мне совсем раскрывать эту тему не хотелось. Я о другом думала. О том, что мне не нравится слово «акушерка», гораздо лучше и вернее английское midwife (буквально: «с женщиной»)  и немецкие Hebamme («поддерживающая и питающая») или Wehmutter («мать схваток»). О том, что для того, чтобы  быть акушеркой, нужно самой прежде всего быть женщиной. Настоящей женщиной. Что трудно везде, а особенно в нашей стране (где все без исключения несколько подзабыли, что значит «женщина» и «быть женщиной»).

О том, что в родах рождается не только ребенок. Женщина тоже рождается. И это не менее важно, чем рождение ребенка.

О том, что акушерки всегда находятся между вечностью и временем, между жизнью и смертью. И не боятся смерти. Поэтому они много знают о жизни, не только о родах.

Я думала, что хочу познакомиться с Рудите прежде всего - для самой себя,  написать о ней прежде всего - как о  женщине, которая смогла изменить свою жизнь и жизнь вокруг себя. Что обязательно буду говорить с ней о жизни и смерти, а не просто о счастливых естественных родах.

Никогда ничего не планируй

Про Рудите я узнала всего за 2 дня до моего отъезда в Ригу. Моя подруга-акушерка сказала мне: «Слушай, Лена, если получится, встреться с этой женщиной. Я в свое время  - после встречи с ней - посмотрела на свою жизнь по-другому». Ни на один мой мейл, отправленный в течение оставшихся до отъезда дней, ответа не было.  Моя подруга нашла в последний день  телефон Рудите, я его записала - на всякий случай. Собралась и уехала.

Мне было о чем подумать, кроме встречи с Рудите. Я уезжала в Латвию, чтобы понять хоть что-нибудь в своей жизни. Многим из вас, наверно, знакома ситуация, когда доживаешь до признания самой себе - «если бы Каштанка была человеком, то она подумала бы: нет, так жить нельзя! надо застрелиться!». Глядя в окно поезда, чего я только не передумала. Рудите периодически всплывала в моей голове, но спросить я ее хотела только о трех вещах: всегда ли она была довольна своей жизнью? откуда у нее взялись силы, чтобы изменить свою жизнь? зачем нужны женщины?

Уже в поезде я поняла, что я  ее обязательно найду. Потому что мне очень нужно услышать ответы на эти вопросы. И именно от нее. Сейчас вы поймете, почему.

Биография Рудите Брувере
Рудите Брувере родилась 23 августа 1952 года в Германии. Ее родители эмигрировали после войны из Латвии. В семье  было 8 детей.
Акушеркой Рудите решила стать, когда ей было 7 лет. Но сначала жила по «родительскому сценарию». Ее отец - известный в Латвии проповедник, привлек ее к работе в благотворительной  организации, помогающей диссидентам в советской Латвии (что-то вроде Amnisty International). Рудите очень уважала своего отца и считала свою работу хорошим делом. Но чувствовала, что это не ее.
Вышла замуж - за советского латыша. Такой брак в то время был практически невозможен. Но им повезло - «мы чудом оказались вместе», говорит Рудите. Родила 8 детей, второго, третьего и четвертого ребенка - в роддоме, остальных дома.  При этом на 8 благополучных родов у нее было аж 6 неблагополучных беременностей (выкидышей) - муж ее родом из района Латвии, где было радиоактивное производство.
После рождения 8-ого ребенка в возрасте 40 лет поступила учиться на акушерку в Мюнстере. Сам этот факт в известной мере чудо, потому что в Германии существует возрастной ценз для обучения акушерок - 35 лет. Но Рудите повезло - рядом с ней открылось новое училище с возрастным цензом 40 лет. Акушерка - очень востребованная и уважаемая профессия в Германии, поэтому конкурс был дикий - 1000 соискательниц на 15 мест. Но Рудите написала такое вступительное сочинение о том, как она понимает миссию акушерки, что ее специально пригласили на собеседование.  Хотя в тот момент она кормила своего 8-ми месячного ребенка, руководство школы согласилось подождать ее 2 года, пока она выкормит ребенка.
Она проучилась 3 года, сочетая учебу и акушерскую практику. А также оставаясь мамой своих детей. Своих домашних она попросила заполнить анкету, где был только один вопрос «согласен ли ты, чтобы мама училась на акушерку» и просьба подписать лист, если согласен. Все дети и муж подписали «документ». В 1997 году Рудите закончила обучение и в том же году вместе с семьей вернулась в Латвию и основала первую независимую акушерскую практику, предлагающую естественные роды. Одновременно она работала в Риге в центре семейного здоровья «Гнездо аиста» (http://www.starkaligzda.lv, htpp://www.gimenes-supulis.lv), вела беременности и принимала роды.
В 2000 г. вступила в Союз акушерок Латвии, тогда же удочерила 9 ребенка (дочь одной молодой неблагополучной матери, родившей в приюте, который курирует Рудите). В 2003 году основала ассоциацию «Семейная колыбель», включающую в себя родильный дом, семинары для акушерок и хоспис для беременных женщин.
Живет под  Цесисом (90 км от Риги)  вместе со своей семьей, в доме, который они построили на пустоши. С огородом, который сейчас, во время кризиса, большое подспорье. Ей понравилось, когда я сказала, что в нашем мире  положиться можно только на свою картошку. Есть у них и несколько коз.

В моей жизни постоянно происходят чудеса

От моих наполеоновских планов - за 5 дней сделать то, то, то и еще встретиться с акушеркой, с которой я еще ни о чем не договорилась - принимающая меня в Риге сторона,  что называется, зашаталась. И темпы жизни у них другие, и расстояния в 100 км значат для них совсем не то, что для нас. «Вы определитесь, Лена, что для Вас главное»,- попросили они. «Все главное»,- сказала я и стала звонить Рудите.  Дозвонилась. Оказывается, ни одного моего письма она не получила, но встретиться согласна, если я приеду к ней в Цесис, и у нее не будет родов.

В пятницу, выезжая из Риги в Цесис, на всякий случай звоню Рудите, мол, я еду. «А я в Риге, были роды, я очень устала, должна поспать. Не знаю, кто тебя сможет встретить в Цесисе и все показать,»- говорит она мне усталым голосом. Я, уже не надеясь, что встреча состоится, ведь завтра я  уезжаю, с некоторым отчаянием: «А можно, я к Вам приеду? А потом мы вместе поедем в Цесис?». «Хорошо, приезжай через 2 часа»,- отвечает она и диктует мне адрес.

Так через 2 часа я оказалась в квартире Рудите. Мое первое впечатление: много пространства для жизни и красиво. Это важно, потому что все, что окружает  Рудите, или, может быть, то, что возникает вокруг нее, кратко можно описать именно так. Второго впечатления я не успела зафиксировать, потому что появилась Рудите и мы сразу начали разговаривать. И практически сразу же она сказала: «В моей жизни постоянно происходят чудеса». Из перечисленных чудес я запомнила три: встреча с мужем, то, что она все-таки стала акушеркой, и получение в подарок дома для осуществления ее проекта «Семейная колыбель».

Previous post Next post
Up