На XXIV Международном банковском конгрессе в Петербурге глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила с большим докладом, который можно считать планом работы регулятора на ближайший год. Что же наметил сделать Центробанк?
Эльвира Набиуллина смотрит на сегодняшнее состояние банковского сектора, как мне кажется, даже с излишним оптимизмом. По ее словам, российский банковский сектор уже адаптировался к новым условиям и достаточно устойчив. Поэтому уже до конца 2015 года регулятор намерен отказаться от тех антикризисных льгот, которые были продлены до октября.
При этом глава Центробанка признала, что у ряда банков сегодня существует проблема отрицательного капитала. Отрицательным оказался капитал 2/3 банков, у которых регулятор отозвал в последние 2 года лицензию. При этом стоимость активов в этих банках была завышена в среднем на 58%. Набиуллина подчеркнула, что за год Центробанк направил уже 7 обращений в правоохранительные органы по привлечению к уголовной ответственности лиц, намеренно искажающих банковскую финансовую отчетность.
Давно ожидаемая всеми порядочными банкирами работа банковского надзора «на опережение», похоже, станет теперь официальной позицией регулятора. Наверное, и руководство Центробанка уже утомили владельцы банков, инвестирующие миллиарды рублей депозитов частных лиц в собственные более чем сомнительные бизнес-проекты и оставляющие расчет с кредиторами банка на долю Агентства по страхованию вкладов.
Набиуллина заявила, что регулятор создает систему раннего реагирования для выявления проблем у банков в самой ранней стадии. При обнаружении проблем с руководителями и собственниками банка будет налажено сотрудничество для исправления опасной ситуации.
В сфере надзора регулятор будет уделять повышенное внимание «не имеющим очевидного экономического смысла операциям и непрозрачным активам, в том числе нерыночным активам, признакам скрытого обременения, кредитам заемщикам с признаками отсутствия реальности деятельности». Также надзор будет обращать внимание на банки, проводящие агрессивную политику по привлечению вкладов населения с вложением этих средств в сомнительные активы.
Отмечу, что ряд действий Центробанка в последние месяцы по ограничению работы с вкладчиками известных на рынке «банков-пылесосов» позволяет надеяться, что все эти обещания главы Центробанка не останутся пустыми словами, как было много раз у ее предшественников.
Эльвира Набиуллина пообещала сосредоточить усилия банковского надзора на двух направлениях. Первое - это противодействие наращиванию капитала банков за счет средств самого банка. Второе - ограничение рисков, связанных с кредитованием бизнеса собственников банков. В обоих этих направлениях регулятору, безусловно, еще есть над чем поработать.
Судя по позиции Эльвиры Набиуллиной, всем нам скоро стоит ждать появления на финансовом рынке мегасанатора. Тем более что мегарегулятору весьма скоро придется решать вопрос о спасении не только банков, но также негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.
Что касается предлагаемой в последнее время руководителями Сбербанка и ВТБ реформы Системы страхования вкладов, то Набиуллина подчеркнула, что не видит в этом необходимости, так как «экономические выгоды от введения франшизы куда менее весомы, чем репутационные потери банковского сектора в этом случае».
Решать же проблему «серийных вкладчиков», о которой в последние месяцы столько говорил глава Сбербанка Герман Греф, Центробанк намерен за счет своевременного пресечения работы «банков-пылесосов».
Отдельно нужно сказать о новой политике Центробанка на валютном рынке. Желание регулятора нарастить объем резервов с $360 до $500 млрд., конечно, похвально. Вопрос только в том, с какой целью это делается.
Для участников рынка не секрет, что после перехода курса рубля границы 50 рублей за доллар, регулятор принял целый комплекс мер, чтобы не допустить дальнейшего укрепления российской валюты. Сюда можно отнести и весенние словесные интервенции руководства регулятора о том, что рубль нашел свое равновесное положение, повышение ставки по операциям валютного репо, отмену аукционов годового валютного репо и возврат Центробанка к покупке валюты для пополнения резервов.
Все эти меры способствуют ослаблению рубля, а у населения и руководства компаний формируется твердое убеждение, что рубль и дальше будет слабеть. Естественно, в таких условиях уровень долларизации экономики и сбережений будет только расти.
Кроме того, похоже, что даже двукратная девальвация рубля не привела к оживлению российского производства. Проведенный анализ ситуации экспертами Высшей школы экономики позволил им сделать вывод о том, что «рубль упал напрасно».
Похоже, Центробанк готовится к затяжным трудностям, к многолетним международным экономическим санкциям и к длительной нестабильности в сфере геополитики. Именно в ожидании этих событий имеет смысл наращивать резервы, не считаясь со снижением курса рубля и с тем, что при плавающем курсе национальной валюты основные экономические трудности ложатся на плечи рядовых россиян. Вполне возможно, желание Центробанка ослабить рубль объясняется необходимостью наполнения российского бюджета. Но мне кажется, что важную роль сыграло и желание регулятора после прохождения острой фазы валютного кризиса убрать часть мер нерыночной поддержки курса российского рубля.
Если же говорить не только о банках и банковской системе, то нужно признать, что в своем выступлении глава Центробанка смотрит в будущее российской экономики без особого оптимизма. О возврате в «докризисное» состояние речь в ближайшее время уже не идет. Эльвира Набиуллина присоединилась к экономистам, считающим, что без серьезных структурных реформ экономики возврат к быстрому росту нам не грозит. А так как всем понятно, что глубоких реформ в ближайшее время не будет, то и банкам, и всем нам нужно готовиться к длительному периоду застоя. Или как более мягко его назвала Набиуллина - «новой экономической реальности».
Подробнее:
http://bankir.ru/publikacii/s/tsentrobank-igraet-na-operezhenie-10006506/#ixzz3dhUXfJQf