Когда разбился Ан-148, одной из моих аэрофобских мыслей была: «Посмотрим, что скажет об этом Алексей Герваш - человек, зарабатывающий на страхах аэрофобов».
В своих уроках он в первую очередь убеждает нас в том, что «авиация в России безопасная, бояться нечего, все страхи сидят в наших головах». Соглашусь, да, многое сидит в наших головах, но я бы не стала вот так бить себя кулаком в грудь и визжать, что «всё хорошо в нашей авиации: пилоты не пьяные, денег на своевременные плановые ТО хватает, и вообще всё волшебно-чудесно, летайте с удовольствием».
Вот что написал в ответ на новость о крушении Алексей. Цитирую жирным шрифтом.
«Ужасные новости. Тяжело все это. И вам сейчас явно тяжелее в три раза. Но увы, авиапроисшествия неизбежны. Как и любые другие происшествия. Вчера у однокурсника моей знакомой оторвался тромб, умер в 42 года. Завтра похороны. Такова жизнь - абсолютной безопасности нет нигде. Вопрос в вероятностях.
Нормально так, да? Не переживайте: у кого-то там вчера тромб оторвался, всякое бывает.
Вероятности в авиации как раз ниже в разы. Напомню, последняя катастрофа с российским реактивным рейсовым самолётом случилась в 2013 году, сейчас 2018. То есть 4,5 года - в российской рейсовой реактивной авиации не происходило вообще ни-че-го.
Сколько-сколько? Четыре с половиной года??? Обалдеть! Да это ж вечность целая!
А ничего, что в мире, например, вот такими цифрами привыкли гордиться:
Последняя катастрофа самолета Finnair, которая летает с 1923 года (старше только британская British Airways и голландская KLM), произошла 8 ноября 1963 года - на подходе к Маарианхамине (Аландские острова) крушение потерпел лайнер DC-3. В той катастрофе погибли 22 пассажира и команда, в живых остались два пассажира и стюардесса.
1963 года! И с тех пор прошло, не поверите, 54 года! Не ЧЕТЫРЕ! А ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ.
Вот это уже да, погрешность.
В мире коммерческие реактивные рейсы не разбивались с 19 мая 2016 года, и это при 40 млн рейсов в год. Но навечно ноль рисков, увы, обеспечить невозможно.
Да лаадно! Совсем невозможно? А как же тогда другие это делают? Вот, например:
В истории арабского перевозчика Emirates (создана в 1985 году) было всего два серьезных инцидента. В 2004 году Airbus A340 выкатился за пределы ВПП во время взлета в аэропорту Йоханнесбурга. Тогда никто не пострадал, однако самолет сбил 25 огней приближения, в результате чего были пробиты четыре шины и поврежден фюзеляж.
В 2009 году другой Airbus A340 задел несколько огней в конце ВПП в Мельбурне. Самолет взлетел, но экипаж принял решение вернуться, так как лайнер получил незначительные повреждения. Больше 30 лет (а точнее - с момента создания) ни одной человеческой жертвы.
Это, конечно, тоже не навечно, но как бы и не ваши жалкие четыре с половиной года!
И это далеко не единственная безопасная компания, Алексей! И вы это знаете лучше меня.
Любое происшествие это всегда симбиоз многочисленных очень редких факторов. Здесь, очевидно, немаловажным фактором является редкий самолёт. В массовых моделях все "синяки и шишки" уже набили, в редких - когда-то, увы, они ещё должны быть набиты. Это относится как к самим самолётам и возможным симбиозам неисправностей, так и к их алгоритмам пилотирования и тестированию и подготовке пилотов. Опять же, это, возможно, станет одним из факторов, у которому, полагаю, добавится ещё много чего.
Что-что? Ещё должны быть набиты? Набиты на нас? А нельзя каким-то более цивилизованным путём «набить» эти шишки? Например, исключить эти «редкие самолеты» из рейсовой реактивной авиации. Не умеете нормально на них летать и эксплуатировать - убирайте их. Что может быть проще, но только при условии, что авиакомпания заботится о людях, о своей репутации, а не о желании посильнее набить карман любым путем экономии?
В общем, друзья, продолжаем жить, летать, радоваться тому, что мы живы - здоровы. Ибо может разбиться самолёт. В тебя может въехать камаз. И да, может оторваться тромб.
Да, продолжайте радоваться, что живы-здоровы, пока ваши друзья и близкие погибли в авиакатастрофе, которую можно было избежать. Возможно, на этом борту были те, кого Алексей научил не бояться летать, но не просветил о том, на какое корыто с крыльями лучше не садиться никогда, потому что «это редкий, пока не до конца изученный самолёт».
Авиация не перестаёт быть надёжной мега-системой из-за единичных происшествий. Наоборот, она становится ещё более надёжной, так как каждое происшествие дотошно разбирается, изучается и делаются выводы.
В то время, как цивилизованные авиакомпании не допускают ошибок, ведущих к человеческим жертвам, мы на них учимся. На ошибках. И на жертвах. Отличный опыт, не правда ли?
Именно поэтому двух происшествий по одной и той же причине ещё никогда не случалось. Именно поэтому не имеет смысла сейчас задавать вопрос "как такое могло случиться"?, ибо все причастные к авиации знают: случилось что-то, чего ещё не случалось за 100 лет гражданской авиации. Чудовищный симбиоз редчайших факторов. Займёт не один и не три месяца, пока картина происшедшего будет ясна.
Могу заверить лишь в том, что причина будет установлена, выводы сделаны и больше такого никогда не произойдёт.
Спасибо! Пойду куплю билет на Ан-148, пока читаю новость:
«Россия» знала о дефектах самолетов Ан-148Авиакомпания «Россия», ранее владевшая рухнувшим самолетом, готовила доклады о его состоянии.
По информации «Шторма», нештатные ситуации на бортах Ан происходили десятками. Немного цитат из той статьи:
«По дистанционной системе управления очень много отказов было - она, наверное, антирекордсмен по отказам», - уточнил собеседник, знакомый с системой эксплуатации Ан-148 в России.
Случались неисправности с дверями и люками, которые зачастую не обеспечивают герметичность салона, неполадки были также с фюзеляжем и крылом. Помимо этого, у Ан-148 возникали проблемы с системой кондиционирования и работой двигателя.
И вишенка:
По мнению специалиста, проблемы у Ан-148, в частности, связаны с тем, что самолет был создан не так давно (Ан-148 начали разрабатывать в 2001-м, а полетел он впервые в 2004 году) и многие недостатки пока еще не были устранены.
«Испытания самолета проводились фактически одновременно с коммерческими перевозками, его в 2009 году начали выпускать и доделывали в процессе эксплуатации», - рассказывает собеседник.
И вишенка на вишенке: у жителей Саратова не было альтернативы. К ним попросту больше никто не летал, кроме Саравиа, как пишут люди в соцсетях.
Летайте, люди, летайте. И не бойтесь. Ничего не бойтесь, да.
Вам нечего бояться, потому что о том, что вся линейка самолетов Ан-148 опасна для полетов, вы не узнаете. Об этом узнают родственники, которые будут вас оплакивать.
А Алексей Герваш по-философски скажет: ну и что? Вон, у знакомого знакомого тромб оторвался. А вы тут про какой-то самолет.