Помню, года два назад я забрела на читку пьесы, которую делали актеры театра-студии «Шанс». Как сейчас помню, название студии не запомнила, поэтому в посте написала «девочки и мальчики из какого-то театра». И тут же на меня обрушился праведный гнев Кристины Азарсковой: «Ты серьезно не знаешь театр Шанс?». Я почувствовала себя невеждой, но гуглить не пошла. Не впечатлилась их актерской игрой.
Моя следующая встреча с «Шансом» была на одном из местных театральных фестивалей. Запомнились мне эти ребята вот чем: когда весь зрительный зал аплодировал стоя спектаклю (не шансовскому), то актеры из «Шанса» демонстративно сидели на своих зрительских местах. И в этом не было бы ничего страшного, если бы эти актеры не сидели в первом ряду. А так - выглядело, будто издевка.
Мне стало стыдно за этих людей.
Еще один момент встает в памяти. Тоже
фестиваль. Театр на Соборной. Актеры из театра «Шанс» смотрят афиши театра на Соборной и в голос смеются: «Хоббит»? Спектаааааакль? Это же фильм!
Мне снова стало за них стыдно.
Я не знаю, где учат этих актеров такту, уважению к ближнему и к коллеге, но любить себя их точно учат в семье. В первую очередь в семье Светланы Рахманиной, режиссера и художественного руководителя этого театра. Сейчас расскажу, почему я так думаю.
У Светланы есть сын, Дмитрий, актер.
Вчера был праздник - открытие камерной сцены Рязанского Дворца Молодежи, которую условно отдали театру «Шанс» (но на ней будет выступать и Театр на Соборной, пока у них идет ремонт). И там, на пресс-конференции после праздника, окрыленный успехом Дмитрий сказал, что за спектакли их ЛЮБИТЕЛЬСКОГО театра они будут брать деньги. Как любой профессиональный театр.
И с гонором отметил: «Знаете, любительский - не значит непрофессиональный. Некоторые профессиональные спектакли невозможно смотреть, а в любительских спектаклях есть атмосфера. Поверьте мне, я знаю, что говорю. Потому что я работаю еще и в Театре Драмы»
Я задумалась.
И даже не из-за того, что один из актеров этого театра, известный рязанский драматург Игорь Витренко, буквально два года назад растолковывал мне матчасть: «Любительский театр может брать любую пьесу любого автора и не платить проценты от сборов, потому что сборов у любительского театра попросту нет».
Больше из-за того, что сын режиссера считает себя звездой, пока еще не являясь никем. И диктует какую-то ересь, не просто уравнивая профессиональный и любительский театр, а критикуя профтеатры, мол, ну и что, что там профессионализм, а вот у нас атмосфера, это важнее гораздо.
Так и хочется ему сказать: «Сынок, вот заболит у тебя зубик, ты пойди не к врачу-специалисту, а к бабке-знахарке. Там атмосфера. Травки всякие, дух русской деревни. А то, что пульпит, ну что ж теперь. Врач-то без атмосферы сделает, хоть и качественно».
Ладно, пусть будут любительским.
Вчера этому театру отдали камерную сцену. Наверное, были какие-то заслуги, раз такое случилось, правда?
И они есть, наверное.
Потому что театр существует... 24 года!
24 года творческой деятельности театра.
Открытие новой сцены.
Пришли поддержать актеров их фанаты.
Пришли.
Кто пришел?
Друзья, родственники, Азарскова с Лобановой, три оператора и я с частью своей «труппы».
Где зрители? Где фанаты, которые следили за творчеством коллектива все эти годы?
А может, их нет?
Почему?
Потому что 24 года отсчитывается с момента «Детишки, давайте сыграем спектакль на утреннике в детском саду?». О, у нас получилось! Давайте на следующий новый год еще сыграем! А потом еще и на день учителя повторим.
Когда мы задали в лоб режиссеру вопрос, есть ли в театре хореограф, Светлана ответила положительно. Насколько помню, с 2010 года в команде есть хореограф, но «С одним актером хореограф работает уже 2 года, с другим 3, с третьим 5». Мда.
Наверное, поэтому при просмотре бессловесного пластического этюда мы, как команда по игре в чтогдекогда, горячо обсуждали, кого же играет женщина на заднем плане? Мать, смерть, а может, жену героя? Долго гадали, пока с заднего ряда нам не подсказали: «Это жена». Александром Друзём в этой ситуации оказалась бывшая участница коллектива «Шанс». Она просто в теме.
Понятно, да? Если ты не друг-брат-сват этого театра, ты вряд ли поймешь, что пытаются донести тебе танцем.
Представляю, что чувствовал Николай Викторович Плетнев, сидя в зале как почетный гость и глядя на это безобразие. Он ежегодно наблюдает, как на этой сцене танцуют люди. И танцуют так, что дышать забываешь.
И тут театр. Любительский. С которым хореограф вроде бы работает. С каждым актером по отдельности.
Про 24 года творческой деятельности еще хочу сказать.
У меня есть знакомый. Музыкант.
В этом году он тоже отметил 24 года творческой деятельности.
Отсчет начал с того дня, как впервые взял в руки гитару.
Наверное, не стоит лишний раз говорить, почему он до сих пор не собрал «Олимпийский».
И я сейчас говорю не про московский стадион, нет. Хотя бы про рязанский.
Всё, что он собрал в своей жизни, это картину из пазлов в 2000 штук и половину «Кафе 108».
Поэтому давайте называть вещи своими именами. Театр «Шанс» отмечает 24 года театральной самодеятельности.
И это не плохо.
Любая самодеятельность имеет право быть. Особенно, если она сделана добротно.
Замечу: не «с душой и атмосферой», а «с работой над собой».
А в «Шансе» пока только атмосфера. И «а я томат, я слова забыл». Причем слова мухи-цокотухи. Сильно, правда?
You can watch this video on www.livejournal.com
Я вовсе не против любительства, но только если оно не мнит себя кем-то выше и круче.
И уж еще загадочнее, когда любительский театр не просто СЕБЯ считает крутым, но в то же время остальные любительские театры считает дилетантскими.
Не буду перечислять все косяки, которые мы с командой непрофессионалов заметили во вчерашнем выступлении театра «Шанс». Надеюсь, они и сами о них знают. Ну, а если не знают (через 24 года-то!), то их ничто уже не исправит.
Скажу лишь о том, что я против двойных стандартов.
Играешь в любительском театре - значит, непрофессионал пока. Да, ты несешь радость зрителю, возможно и не хуже, чем иногда профессиональный театр.
Но ты остаешься любителем.
Как и любой человек, который проснулся утром и решил вечером устроить перформанс на центральной площади.
Как и любая команда, делающая утренники в детских садах.
Как и все те, кто без образования и опыта решают делать читки, спектакли, перформансы.
Вы все на одной линии. Признайте это уже.
А если хотите называться профессиональным театром, то делайте что-то для этого. Думаю, вы знаете, что именно.
И замечательно, что есть еще в нашем городе люди, которые это понимают.
Спасибо им. Я не буду называть имен: актерско-режиссерская тусовка в Рязани очень жестока и не прощает «измен», даже словесных.
Но все-таки спасибо.
Пусть будет больше театров и удачных театральных зрелищ.
ПС: Любительский - от слова «любить». (Это цитата из ролика о театре «Шанс») Если следовать этой логике, то художник - от слова «худой», профессионал - от слова «профан». У меня на этом всё.