Оригинал взят у
vartumashvili в
Филиппины. Манила.У Манилы скверная репутация, может, поэтому так мало путешественников задерживаются здесь, стремясь скорее улететь на райские малонаселенные острова. Конечно, здесь местами очень грязно и противно, обилие нищих, смог, который можно не только почувствовать, но и увидеть, и огромные тараканы, вечерами снующие под ногами - для многих все это уже достаточный аргумент, чтобы в подобном месте не появляться. Но ведь большинство на нашей планете живет именно в таких условиях или даже хуже. Да и в конце концов видеть жизнь без прикрас тоже порой полезно. Все нелицеприятное здесь оттеняет много интересного: богатое историческое наследие, и улыбчивость и добродушие людей, живущих прямо на улицах на кусках картона. В-общем, неожиданно не хватило нам трех дней на изучение Манилы...
Первым делом мы отправились в район Интрамурос, представляющий собой крепость, окруженную стеной; с него я бы и рекомендовал начинать осмотр Манилы, во-первых, он тихий, приятный и безопасный, а, во-вторых, это самое сердце города.
Долгое время Манила в значительной степени состояла из крепости Интрамурос. За крепостными стенами проживали малайские и китайские купцы, небольшое количество метисов, местные филиппинские крестьяне. Постепенно поселение разрослось и ныне Интрамурос - лишь небольшая историческая часть агломерации Манилы. Стены, опоясывавшие город, достигали 3 км в длину по периметру, 13 м в толщину и 6 м в высоту. Сложены из кирпича, имеют следы повреждений от бомбёжек и землетрясений. Семь основных подъемных мостов через окружающий крепость ров (некогда заполненный водой, а ныне пересохший) когда-то обеспечивали доступ в город, создавая дополнительную защиту. Ныне на месте рва раскинулись поля для гольфа. В старинной части города в общей сложности находятся 15 церквей, 6 монастырей, университет, школы, многочисленные офисы, больница, издательский дом. Главная площадь Интрамуроса. Администрация района и статуя испанскому королю Карлу IV:
Главная площадь Интрамуроса. Кафедральный собор Манилы (1571):
Копилка для пожертвований внутри собора:
Вид на собор с площади Морионез:
На самой окраине Интрамуроса на берегу реки Пасиг находится
Форт Сантьяго, заложенный в 1571 году Мигелем Лопесом де Легаспи, основавшим также форт в городе Себу.
Главный вход в форт:
Форт серьезно пострадал в результате бомбардировок во Вторую Мировую войну - американцы выбивали из города японских оккупантов. Национальный герой Филиппин Хосе Рисаль (его памятники мы встречали почти в каждом городе, здесь он тоже установлен) находился в заточении в этих стенах до своей казни в 1896 году.
Со стен форта открывается хороший вид на реку Пасиг.
На противоположном берегу расположен Чайнатаун, мы наведаемся туда в конце нашего путешествия, а сейчас мы отправляемся на прогулку по внушительной крепостной стене.
Часовая башня по ту сторону:
Памятник по эту. Установлен в честь трех скаутов, летевших на слет скаутов в Грецию и погибших 26 июля 1963 года в авиакатастрофе вместе с еще 22 делегатами.
В Интрамуросе также много старых колониальных (и симпатичных) зданий:
Отдельно отмечается
церковь Сан Августин (1607). Здесь покоятся останки Мигеля Лопеса де Легаспи, много добрых дел сделавшего для этих мест (не буду говорить для Филиппин, потому что старался он для Испании). Церковь в числе других четырех церквей в стиле барокко входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя меня особо не впечатлила. Раньше у храма были две симметричные башни, одна из них разрушилась во время землетрясения в 1880 году.
Мы застали церемонию венчания:
Еще в фотоаппарат попался вот такой памятник:
И здание польского посольства, возле которого горели свечи и лежали цветы - двумя днями ранее под Смоленском разбился самолет с президентом Польши.
К этому моменту мы прошли по жаре несколько километров, и усталость давала о себе знать. Было решено возвращаться, но как ни странно нам не удавалось остановить ни одно такси, так мы и дошли с протянутой рукой до парка Рисаля, передохнули немного в тени деревьев и тем же способом вернулись в отель.
Парк Рисаля. Почетный караул у памятника Рисалю. Именно на поле, на месте которого сейчас парк, и был расстрелян Рисаль. Позже здесь была объявлена независимость Филиппин.
Сейчас тут полно народа, свободных лавок практически нет, люди сидят на траве. Сразу видно - это место горожане любят.
Голубятни:
Если перейти дорогу позади парка, то можно увидеть еще два интересных монумента: памятник национальному герою Лапу-Лапу (я о нем рассказал в отчете про город Себу) и рельефную карту Филиппин, но мы туда не дошли - не было сил.
На следующий день мы посетили район Макати - финансовый центр страны, представляющий собой лес небоскребов. В Макати есть несколько второстепенных достопримечательностей, но мы были здесь по делам и поэтому осмотрели его не углубляясь. Позже, я нашел увиденное очень похожим на авениду Паулиста в бразильском Сан-Паулу.
Лишь наличие джипни явно отличает авеню Айала от авениды Паулиста.
Памятник Ниною Акино - политику, бывшему в оппозиции к тогдашнему диктатору Фердинанду Маркосу. Акино был убит в аэропорту Манилы по возвращении из эмиграции в 1983 году, подозревают, что по приказу Маркоса. Международный аэропорт сейчас называется его именем. Памятник показывает последние мгновения жизни Акино.
Остаток дня мы гуляли по набережной Роксас:
Колоритнейшее место.
К набережной примыкает небольшой парк, в котором установлен монумент радже Сулайману, бывшему одним из правителей этих мест до прибытия испанцев. Он пытался сопротивляться захватчикам и в одной из битв был убит.
Мусульманин раджа словно демонстративно стоит спиной к церкви Малатэ (16 век) - еще одному образцу барокко.
Ближе к вечеру те, кто днем вели бойкую торговлю сигаретами и колой, сворачивают товар и здесь же укладываются спать, кто на картонки, а кто и просто на землю. Наступает царство огромных 3-4-х сантиметровых тараканов, ползающих по уснувшим беднякам и их пожиткам. В округе нет ни одной улицы, на которой бы не встретился спящий на тротуаре человек. Так живут целыми семьями, с несколькими детьми и собственными домашними животными. Однажды нам попалась парочка, ласкающая друг друга прямо под картонкой, в двух шагах от своих детей и родственников. Говорят, что большинство из них имеют собственные дома в сельской местности, но они в поисках лучшей жизни предпочитают городские тротуары.
На следующий день мы улетели на остров Бусуанга и вернулись в Манилу только закончив наше путешествие. Логично было бы разбить рассказ на две части, но я решил этого не делать, потому что вторая часть отдельно оказалась бы сильно мрачной. Итак, продолжаем через две недели...
По приезду из аэропорта у нас оставалось буквально 3 часа до наступления вечера, и не теряя времени мы взяли такси и отправились в район Чайнатаун. Здесь у нас произошел первый и единственный конфликт в этой стране. Таксист отказался везти нас по счетчику, мотивируя это тем, что чтобы попасть в Чайнатаун ему придется перезжать на другой берег, а на мостах всегда пробки, и он только потеряет время, и загнул цену раз в шесть превышающую обычную таксу. Ездить не по счетчику он не имел права, поэтому я предложил ему либо ехать по счетчику, либо сразу в полицию, а мы из машины не выйдем. Таксист уперся, нам на подмогу пришел охранник какой-то гостиницы, возникла перепалка. В итоге таксист сдался и мы поехали, пробок по дороге не было, и мы заплатили столько, сколько полагалось.
Мы вышли возле
базилики Сан Себастиан (1891), решив пройти пару районов до Чайнатауна пешком.
Металлический каркас здания был спроектирован Густавом Эйфелем, тем самым, создавшим знаменитую парижскую башню. Внутри:
Далее мы отправились в сторону набережной. Здесь уже можно увидеть как выглядит настоящая нетуристическая Манила:
Нотариус работает прямо на улице:
Мне очень понравилось, что пребывая в бедности люди хорошо относятся к кошкам и собакам. Часто можно было видеть, как на картонке рядом с хозяином лежит его четвероногий друг. Кошки облюбовали прилавок торговца всякой мелочью:
Вскоре показалась церковь
Киапо. Внутрь заходить не стали, поскольку это новодел, а протиснулись в торговые ряды, занявшие целую улицу. Народу вокруг было столько, что не продохнешь. Здесь продавалось все, начиная от овощей и заканчивая древними пленочными фотоаппаратами.
Толпа вынесла нас на площадь Санта Круз, где стоит одноименная церковь, но нормально сфотографировать ее не получалось, мешала паутина проводов, висящих перед ней. Зато на задворках церкви нашелся интересный памятник Орсенио Лаксону, в прошлом популярному мэру Манилы:
Здесь уже начинается Чайнатаун (Китайский квартал). Скромная арка китайско-филиппинской дружбы:
Вообще, китайского удалось увидеть совсем немного, а старого так вообще ничего. Либо мы не там ходили, либо все давно утрачено, осталось одно лишь название, да стилизованные вывески.
Не получив ожидаемых впечатлений от Чайнатауна, мы отправились какими-то закоулками в район Бинондо.
Мосты через каналы обычно имеют высокие щиты по бокам, с одной стороны, чтобы туда не бросали мусор, а, с другой, чтобы не было видно, что они из себя представляют.
Кто-то выбросил рабочий стол нотариуса:
В Бинондо нас встретила очередная церковь,
с одноименным названием (много раз перестраивалась с 1596 по 1971 гг.):
Внутри внимание привлекли стойки из вентиляторов:
Напротив церкви на разделительной полосе разбит парк, где нашли приют не меньше сотни нищих, из них большая часть - дети. Видеть все это тяжело, впрочем, отцы семейств ржут и кривляются при виде фотоаппарата.
Боюсь представить, что он ищет:
Лавки давно приватизированы:
Совсем малышам одежда пока не полагается:
А мы вышли к каналу и побрели вдоль него в сторону отеля, день оказался через чур насыщенным, еще утром мы делали прощальный заплыв в чистых водах Боракая, а сейчас перед нами текла совсем другая вода:
Вскоре показалась широкая река Пасиг, и на противоположном берегу сравнительно чистый район Эрмита, где был отель, чистая постель и горячая вода.
Интересно, если так выглядят старые исторические кварталы, что из себя представляют трущобы, которые мы видели утром в самолете при заходе на посадку. В любом случае, для следующего раза можно будет найти еще много мест, куда можно наведаться.
Бонус:
Желтые арбузы мы впервые увидели в Маниле:
На езду водителя такси можно пожаловаться по специальному номеру, написанному на багажнике:
12, 13, 27 апреля 2010 г.
(Смотрим другие отчеты из этой поездки.)