Во время прогулки с
Екатериной Антоновной по центру города мы осмотрели дореволюционное здание, расположенное на углу улиц Советской и Студенецкой набережной, около Державинского моста через Студенец (ул. Советская, 107). Ранее оно принадлежало военному ведомству, а до недавнего времени использовалось как жилой дом.
Это здание отмечено на плане города Тамбова 1832 года как часть архитектурного комплекса военного комиссариатства (имело Г-образную форму), поэтому нам хотелось показать его московскому специалисту для уточнения даты строительства.
Военное комиссариатство на плане 1832 года обозначено под № 30
Екатерина Антоновна пришла к выводу, что по характеру постройки это здание можно отнести к рубежу XVIII-XIX веков, а по расположению окон и швам на штукатурке увидеть, что к его основному объему делались более поздние пристройки, которые появились после 1832 года. Следовательно, на сегодняшний день это один из самых старых, полностью сохранившихся домов в городе.
В конце XVII века земельный участок в левобережье Студенца, напротив Никольской проезжей башни, был отдан для строительства подворья Мамонтовой Никольской пустыни. После екатерининских реформ, когда были упразднены многие монастыри с их владениями, постройки подворья, вероятно, передали военному ведомству. С тех пор здесь был военно-административный центр Тамбовской губернии - подобие современных военкоматов. Для служащих посещение военного ведомства, от которого зависело жалованье разных чинов и довольствие воинских частей, избежать было невозможно, поэтому здесь могли бывать самые разные люди, чьи имена вошли в историю России. Один из них - Александр Христофорович Бенкендорф, будущий шеф жандармов и начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В своих воспоминаниях он писал, что в 1817 году служил в Новохоперске, откуда приезжал в Тамбов для встречи с великим князем Михаилом Павловичем в штабе корпуса, к которому принадлежала его дивизия.
Большой двор по улице Никольской (ныне Московская) занимали конюшни. Впоследствии здесь располагались артиллерийские мастерские, перед входом в которые стояли два трехдюймовых орудия.
С Екатериной Антоновной мы, благодаря гостеприимству жильцов, побывали внутри здания и обнаружили, что его представительский характер сохраняется и поныне, несмотря на то, что все очень обветшало. В нем есть сводчатые подвалы, на пятиметровой высоте потолков - лепнина, каменные лестницы с дубовыми перилами, подлинные печи с трубами, филенчатые двери, винтовая деревянная лестница, ведущая на чердак. В период 1941-1945 годов здание числилось в квартирно-эксплуатационной части, и в нем селили семьи офицеров.
Екатерина Антоновна была очень впечатлена зданием и сказала, что его обязательно надо ставить на учет в качестве памятника, поскольку оно не только является одним из самых старых построек города, но и составляет ансамбль с расположенным рядом Державинским мостом, датированным почти тем же временем.
Любопытно, что жилой дом по улице Советской, 107 ранее уже был поставлен на охрану по согласованию с Министерством культуры РФ Приказом №14-22-уе от 10 ноября 1992 года. Однако потом он был исключен из списка выявленных объектов приказом управления культуры и архивного дела области от 27 марта 2006 года. Причем исключен, в нарушение законодательства, без государственной историко-культурной экспертизы, со ссылкой на решение Общественного совета, мнение которого имеет лишь рекомендательный характер.
В 2011 году здание было признано ветхим жильем.
О другом здании XVIII века см.:
Аптека Вернера - один из самых старых домов Тамбова