Алексей Ионович Захаров (часть 1)

Jan 05, 2015 21:28

Крайний Север, Кольский полуостров… Суровые зимы с беспросветно-долгой полярной ночью… Короткое лето со скупыми лучами солнца, не способными в полной мере прогреть землю… Эти неприветливые пространства долгое время не привлекали человека, но в 1920-х годах отношение к ним изменилось. Экспедиция Академии Наук СССР обнаружила в горах Хибин ценнейшее месторождение апатитов, и правительство приняло решение начать разработку рудника. Со всех концов страны сюда стали съезжаться люди, объединённые жаждой романтики и желанием принести пользу Родине. Они поселились в палатках на заснеженных сопках и взялись за строительство. Вскоре здесь выросли город Хибиногорск (Кировск) и посёлок Апатиты.



А.И. Захаров. Фото 1936 года
Среди первых обитателей тех мест были не только комсомольцы-добровольцы, приехавшие на коммунистическую стройку по зову сердца, но и «трудовые поселенцы», сосланные туда государством. Один из них - 24-летний Алексей Ионович Захаров, сын зажиточного крестьянина (как тогда говорили, «кулака») псковской деревни Самолвы, который «за не сдачу продовольственного налога» был лишён избирательного права и выслан в Апатиты.


Более 20-ти лет, с 1930-го по 1953 год, Алексей Захаров жил на поселении и не мог покидать этого места без письменного разрешения специальной комендатуры МГБ. Он служил в тресте «Апатиты», пройдя путь от простого конторщика до главного бухгалтера и ревизора. Деятельность жены Захарова, Веры Ивановны Григорьевой, была связана с гидрометеорологической службой.

Вступив в пенсионный возраст и получив свободу передвижения, в 1961 году Алексей Ионович и Вера Ивановна Захаровы решили перебраться с холодного Севера в центр России, выбрав для жительства областной центр - город Тамбов. Лишённые ранее возможности работать на земле, они с увлечением занялись огородничеством и цветоводством, которые благодаря тамбовскому чернозёму давали хорошие результаты.

Однако интересы Захаровых не ограничились одним земледелием. Алексей Ионович, человек живой и любознательный, начал изучать историю России. Постепенно его внимание привлекла дореволюционная культура Тамбовского края, богатая событиями и знаменитыми людьми. Он с удивлением открыл для себя, что многие исторические факты и талантливые личности незаслуженно вычеркнуты из памяти общества, а места, связанные с ними, - разрушены или разрушались, зарастая травой забвения. С таким положением дел Алексей Ионович, некогда сам лишённый малой родины и возможностью гордиться фамильной историей, примириться не мог, поэтому развернул активную деятельность по восстановлению исторической справедливости.

В 1968 году Захаров вступил во Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и стал членом ревизионной комиссии на общественных началах. В ту пору ему не давали покоя многие вопросы: почему в Моршанске сняли с учёта Троицкий собор, являвшийся архитектурным памятником, и начали разбирать его купола? Почему власть не интересует судьба мичуринского Боголюбского собора, разрушавшегося от 40-летней бесхозности? Почему администрация тамбовской школы № 32 превратила некрополь Казанского монастыря в футбольное поле? Почему приходит в запустение бывшая усадьба Караул известного дворянского рода Чичериных?



Троицкий собор города Моршанска. Фото 1960-1970-х годов
В личном архиве Захарова хранилась обширная переписка с разными лицами. Письма отсылались краеведом в различные инстанции, вплоть до председателя Совета министров РСФСР М.С. Соломенцева, маршала Д.Ф. Устинова, А.Я. Пельше, А.А. Громыко, А.Н. Косыгина и ЦК КПСС. Краевед писал о своей позиции, дававшей право не просто просить помощи, но требовать незамедлительного принятия решений. Захаров прекрасно знал законы бюрократической системы и, пользуясь её слабыми местами, не щадил бумаги:

«…Не ради корысти обращаюсь к Вам, не ради личной выгоды… Я борюсь за историю русского народа!..»

«…Ведь нашу Тамбовскую землю не топтала фашистская нога, на кого же будут руководители сваливать эту беду перед историками народа... Вряд ли найдутся силы, в случае невнимания и к этому острому сигналу, продолжить «битву» с нравами некоторых тамбовских руководителей. Я располагаю конкретными фактами и материалами, подтверждёнными документами, которые, кстати, не являются секретом для вышеназванных лиц, и готов принять самое активное участие в расследовании причин, породивших безответственность и бесконтрольность…»

Особым направлением деятельности Захарова было спасение разрушавшихся городских соборов в районных центрах: Троицкого в Моршанске и Боголюбского в Мичуринске. Он ездил в эти города, знакомился с неравнодушными людьми, боровшимися за сохранение зданий и проведение их реставрации, вёл с ними переписку, вырабатывая план совместных действий. Алексей Ионович пытался знакомиться и с известными историками архитектуры из Москвы и Ленинграда, которые могли бы вы сказать своё авторитетное мнение о ценности моршанской и мичуринской построек.

Пять лет потребовалось Захарову и его единомышленникам для того, чтобы доказать необходимость восстановления Троицкого собора. Ход событий тех лет можно проследить по сохранившимся письмам к Алексею Ионовичу директора Моршанского музея П.В. Кобзевой и москвича-пенсионера А.С. Шолохова.

Фрагмент моей статьи: Деятельность А.И. Захарова по спасению памятников истории и культуры // Тамбовская старина, 2013. Вып. 3.



Боголюбский собор города Мичуринска. Фото А.И. Захарова. Конец 1970-х годов

Троицкий собор, Моршанск, охрана памятников, Мичуринск, Захаров А.И., Тамбовская старина, Тамбов, Боголюбский собор

Previous post Next post
Up