ЭНЕРГИЯ ДЕРЗНОВЕНИЯ

Oct 14, 2012 15:45



иЗ РАССЫЛКИ юЛИ мАТВЕЕВОЙ, ИЗ жж оЛИ пИСАРИК :)

А я хотела бы сегодня предложить Вам посты из журнала Ольги Писарик   http://olgapisaryk.livejournal.com .

Продолжение о том, как же помочь детям, у которых энергии дерзновения...уже...нет
Основные проблемы поведения и обучения детей, не обладающих энергией дерзновения



Напишу о детях, в которых замер процесс становления. Какими характеристиками они обладают и чем отличаются от детей с энергией дерзновения, чтобы в следующем посте написать, как себя вести с такими «застрявшими» детьми.

Соня (12 лет) не испытывает интереса к учёбе, не стремится узнавать новое или самостоятельно решать задачи. У неё нет способностей придумывать игры или занимать себя в свободное время. Она не знает, чего хочет, и легко принимает чью-либо точку зрения, а потом также легко меняет её на противоположную.

Со своими друзьями Миша (15 лет) готов проводить всё своё время, он во всём подражает ведущему мальчику из компании, носит такую же одежду, слушает такую же музыку, говорит теми же словами. Готов в любое время дня и ночи привести к себе своих приятелей и накормить обедом, приготовленным для семьи, а также может в любое время позвонить или зайти в гости к кому-либо из друзей. В гостях ведёт себя, как дома, не понимая, что прежде чем что-то брать или делать, нужно спрашивать разрешения.

Алина (9 лет) с трудом отпускает свою мать из поля зрения, не видит последствий своих действий, не верит, что будет чего-то лишена в качестве наказания, а когда сталкивается всё-таки с тем, что её лишают - устраивает целый концерт со всевозможными манипуляциями. Не любит бывать в незнакомых местах, или встречаться с незнакомыми людьми. Готова целыми днями смотреть телевизор, а если родители его выключают, то будет ходить и ныть, что ей скучно.

10 причин, по которым дети без энергии дерзновения имеют проблемы поведения и обучения

Конечно, причин больше и они более разнообразны, но для понимания вопроса будет достаточно выделить 10 основных.

1. У ребёнка отсутствует интерес к новому и необычному

Ребёнок напрочь лишён любопытства, автоматически ищет знакомое, привычное и ему некомфортно, когда он натыкается на что-то, что кажется ему неизвестным и неожиданным. Таких детей невозможно заинтересовать непознанным, попросить их самостоятельно выполнить новое действие или что-то разузнать. У них нету любопытства или интереса к чему-либо незнакомому.

Дети могут задавать вопросы или иметь увлечения, но в отличие от детей с энергией дерзновения, это будут вопросы об известном, ответы на которые ребёнок знает заранее, а увлечения будут такие, в которых ребёнок хорошо разбирается, чувствует себя, как рыба в воде.

Так же не путать энергию дерзновения с вопросами типа «бесконечные почему», которые обычно говорят не об интересе познать неизведанное, а о желании понять, что идёт за чем, когда ребёнок пытается найти свои собственные ориентиры.



2. Ребёнок не настроен разбираться в чём-то самостоятельно

В отличие от детей, обладающих энергией дерзновения, которые хотят всё постичь самостоятельно и разобраться во всём сами, для которых принять помощь - это предать себя, дети без энергии дерзновения постоянно ищут помощи, подсказки, страдают, когда нет шаблона и надо самостоятельно придумать, как выполнять то или иное действие.

3. У него отсутствует желание реализовывать свой потенциал

Дети с энергией дерзновения постоянно повышают для себя планку, ставят всё новые цели и задачи, стремятся добиться лучших результатов в выбранных ими сферах интересов. Дети без энергии дерзновения не способны обучаться самостоятельно, они не чувствуют природного желания реализовывать свой потенциал.

Детей, обладающих энергией дерзновения, не надо поощрять за успехи, наоборот, это может отбить у них охоту творить, в остальные наоборот будут ждать поощрения, оправдания своим действиям, похвалы.

4. Нет стремления выражать себя, быть автором своих идей и действий

Дети, застрявшие в процессе становления, не чувствуют неудобства и сомнений, когда заимствуют чьи-то идеи, копируют чужие реакции, имитируют поведение других людей.

5. Лишён понимания последствий своих действий и чувства ответственности

Один из первых плодов процесса становления - ощущение ответственности за происходящее с тобой, как будто ты находишься в водительском кресле своей собственной жизни. Это в свою очередь ведёт к ответственности и подконтрольности.

Дети без энергии дерзновения не ощущают себя ответственными за свою жизнь, она просто случается с ними, пока они едут по ней пассажирами. Соответственно, они не осознают связи между тем, что они сделали или не сделали и наступившими последствиями.

Взрослые, окружающие таких детей и наблюдающие детскую безответственность, часто поглощены тем, чтобы научить таких детей отвечать за свои поступки. Но ответственности невозможно научить, это одно из тех качеств, которые должны вырасти в ребёнке.

6. Не чувствует границ

Когда 2-хлетний ребёнок осознаёт что есть «я» и «не я», это для него величайший скачок в развитии, начало формирования границ. Детям, застрявшим в развитии, даже не приходит на ум, что моё - это моё, а твоё - это твоё.

Такое непризнание границ может происходить на различных уровнях: на физическом (например, когда ребёнок не отделяет себя от матери), на эмоциональном (когда он не понимает, что другие могут испытывать отличные от него чувства), на уровне обладания вещами, на уровне предпочтений, восприятия, мнений, решений, ценностей, особенностей личности и т.д. Причём дети не просто не в состоянии признавать границы, часто они ещё и активно сопротивляются идее, что какие-либо границы вообще существуют.

Мы можем компенсировать отсутствие ощущения границ правилами и режиссированием поведения, но настоящие границы должны вызреть в ребёнке.

7. Недостаток чувства обособленности

Ребёнок без энергии дерзновения не просто хочет быть таким же, как другие, он ощущает, что различия - это странно, непонятно и ненормально, а быть отличным от других, это значит, что с ним что-то неправильно.

Из-за того, что у ребёнка отсутствует ощущение ценности себя, как отдельного индивида, он и других не ценит, как отдельных личностей. В этом корень проблемы: что ребёнок не уважает себя, как отдельное существо, и, соответственно, не может уважать других, а не в том, что мы не научили его уважению. Мы можем научить поведению, похожему на уважение, но не можем научить ребёнка уважать самого себя, как отдельную личность.

8. Недостаток связи с самим собой

У детей без энергии дерзновения отсутствуют взаимоотношения и с собой, и с пережитым опытом. Они никогда не спорят сами с собой, не осуждают свои поступки, не стремятся совершенствоваться и не чувствуют себя плохо, когда срываются, ведут себя импульсивно, не критикуют себя и не хвалят себя, не анализируют ни свои действия, ни свои мотивы.

Тот, у кого установились отношения с самим собой, способен вступать с самим собой в конфликт, наблюдать за собой, принимать себя, ценить или осуждать себя. Если у вас нет отношений с самим собой (выражаясь словами Г.Ньюфелда «Никого нет дома») то и с другими ваши отношения не будут складываться. Вы либо будете вторить мнению других людей, либо не будете принимать точку зрения другого вообще.

9. Легко начинает скучать

Ребёнок с энергией дерзновения скучает очень редко. Мир вокруг него такой огромный и интересный, что времени на скуку просто нет. Как только появляется время, не занятое делами, оно тут же заполняется экспериментами, исследованиями, творчеством, размышлениями.

Когда энергия дерзновения отсутствует, а также отсутствуют дела, которые занимают ребёнка извне, то он моментально начинает ощущать пустоту, которая воспринимается, как скука. Это ощущение очень некомфортно, и его срочно надо заглушить какой-либо деятельностью. Обычно дети находят выход в компьтерных играх, просмотре телевизора, или убегают от скуки, начиная заниматься хаотичной деятельностью.

10. Легко можно сбить с пути

Дети без энергии дерзновения не имеют инстинкта сохранения своего «я». Они не чувствуют стыд или вину перед собой за то, что действуют против своих принципов,  имитируют других, идут на компромисс с самими собой. Без раздумий и сомнений пойдут за любым, к кому они привязаны, не важно для хорошего, или для плохого.
Как взаимодействовать с детьми, в которых замер процесс становления

Продолжение курса «Помогаем детям расти»

Итак, что делать с теми, кто «застрял»?

Во-первых, признайте то, что ребёнок незрелый, и в своём отношении к жизни не тянет на свой возраст. Вы не можете вложить в него энергию дерзновения, не можете сделать его самостоятельным и независимым. Примите недостаток жизнеспособности как факт.

Во-вторых, относитесь к ребёнку, как к незрелому существу и избегайте педагогических практик, требующих активированного процесса становления.

При взаимодействии с ребёнком, которому недостаёт энергии дерзновения, не стоит:

Ожидать от него ответственности за свои действия или самоконтроля:
Ребёнок, с которым жизнь «случается» не в состоянии её контролировать, у него даже понятия такого нет, что жизнь поддаётся контролю.

Рассказывать о возможности выбора и давать выбор:
Сейчас очень модно давать ребёнку выбор. Я и сама рекомендую, когда нужно преодолеть противление, предлагать ребёнку хотя бы мнимый выбор (будешь запивать кашу чаем или молоком?), но это имеет смысл делать только с детьми с энергией дерзновения. А дети, которые сидят на пассажирском сидении жизни, не понимают смысла выбора, жизнь просто случается с ними, они не ощущают, что могут управлять ей, и давать такому ребёнку выбор или говорить о возможности выбора - это только фрустрировать его и демонстрировать, как мало вы его понимаете.

Предъявлять последствия поступков и поведения:
Если жизнь с ребёнком «случается», то о каком понимании последствий можно говорить? Сколько вы ни лишайте его мороженого за несделанное домашнее задание, он так и будет «забывать» делать домашку, а потом искренне негодовать за отказ в мороженом.

В обучении рассчитывать на природный интерес:
Я думаю, многие читатели этого блога, как и я, являются приверженцами гуманистической педагогики, основной постулат которой, что все дети с рождения обладают безудержным интересом к жизни, любопытством и жаждой познания, и только неумелая педагогическая деятельность убивает этот интерес. К сожалению, это не совсем так.

В ребёнке (и взрослом) с энергией дерзновения не так то легко убить интерес к обучению. Вспомните себя, когда вам очень сильно хочется чему-то научиться, вы будете терпеть даже неприятного вам педагога, лишь бы он вас учил. Чем старше ребёнок и чем больше в нём энергии дерзновения, тем сложнее в нём подавить любопытство к жизни. И наоборот, чем ребёнок младше, чем он менее независим и самостоятелен, и чем меньше в нём познавательный интерес, тем большее значение имеет, кто и как обучает ребёнка. Ну и ребёнок, который с рождения вынужден бороться за привязанность, может не почувствовать интерес к обучению ни к 5, ни к 10 годам, потому что вся его энергия будет уходить на поддержание контакта и близости.

Подталкивать ребёнка к автономии и независимости:
Тактика предоставления автономии и независимости прекрасно работает с детьми, нацеленными на исследование мира, но у детей без энергии дерзновения любые ваши попытки подтолкнуть их к самостоятельности будут восприниматься как угроза их существованию.

В-третьих, вместо всего вышеперечисленного - компенсируйте незрелость.

Сосредоточтесь на том, чтобы ребёнок дома чувствовал себя «как дома». Дом - это надёжная гавань, место, где можно укрыться от жизненных бурь, где происходит насыщение привязанностью, после чего есть смысл надеяться на появление энергии дерзновения.

Старайтесь, чтобы область обучения была как можно более знакома для ребёнка. Дети с недостаточным познавательным интересом пугаются слишком большого количества новой информации, они жаждут понятных задач, знакомых условий, предсказуемых реакций. Таких детей лучше всего обучать маленькими порциями, вводя минимальное количество новой информации.

Вместо того, чтобы предлагать деятельность на выбор или надеяться на познавательный интерес (а потом злиться, что его нет), вводите как можно больше ритуалов и рутин. Чем больше в жизни ребёнка будет предсказуемости, чем меньше того, с чем он не знаком, тем легче будет ребёнку прогрессировать в изучении нового, в развитии и обучении.

Возьмите на себя ответственность за то, чтобы направлять ребёнка. Помните, что вы - его компассная стрелка, он ориентируется на вас в своих действиях, мыслях, ценностях. Давайте ему знать, что происходит, чего ожидать в будущем, сами будьте однозначны и предсказуемы.

Используйте простые, чёткие обьяснения, которые исключают возможность различного толкования. Вместо: «Посмотри, что ты наделал! Теперь она плачет.», говорите: «Вот так мы держим малышей: садимся, кладём её на колени, а голову поддерживаем»; или, например, вместо постоянных окриков: «Пиши красиво! Не мажь!», лучше сесть с ребёнком и показать, как пишется та или иная буква, какие пробелы нужно оставлять между буквами, чтобы это выглядело «красиво». Дети без энергии дерзновения в состоянии понять ваши простые инструкции, но не в состоянии правильно оценить эффект от своих действий.

Пригласите ребёнка зависеть от вас. Сделайте его зависимость приятной, безопасной, лишённой слишком большого разделения, стыда, уязвимости. Чтобы он не боялся идти за вами на новые неизведанные территории, знал, что в случае чего, он всегда может на вас положиться.

Старайтесь изучать новое используя силу привязанности. Учитесь читать, потому что хочется прочитать письмо от феи или инструкцию к любимой компьютерной игре; учитесь писать, потому что хочется написать письмо Деду Морозу; математика - через игры, через походы в магазин или помощь маме в готовке, физическое развитие - через подражание папе или игру с приятелями на даче и т.д.

воспитание, психология, дети

Previous post Next post
Up