Страруда - Истории Чудовищ: Бог Добрый*. Чем он убивает «нельзя произносить» [2]

Mar 24, 2011 08:19

Эвика успела добежать до конца коридора, когда за лодыжку её схватил Александр. Она повернулась и пнула его в лицо несколько раз, крича что-то неразборчиво, но парень криво усмехнувшись, не отпускал. Она завизжала как сирена полицейского катера и рванула вперед, протащив за собой и его пару пролетов вниз. Снова остановилась и развернулась. На лице - злость и боль.
-Что?.. - только и успел он спросить. В голове снова возникло «то чувство». Его подняло и понесло вперед. Александр головой выбил окно и начал переворачиваться в воздухе. Чувство, что он задыхается, уступало место критическому страху и какой-то отрешенности. Далеко внизу горели огни. Медленно ползли улитки машин. Они не успеют свернуть на светофор - как он будет мертв. Они остановятся, им не понадобится этот поворот. Ведь его падение наделает шуму? Или нет?
«Слишком высоко!»
Он выставил вперед руки, чувствуя как легко теперь.
«Меня никто не видит…»
Земля была еще далеко, но…
«Я на земле, я на земле!»
Вроде он закричал, но слышно ничего не было.
«Я стою на земле, я УЖЕ на земле!!!»
Единственное, чего он не учел, нет, о чем он забыл - это то, что вслед за ним сверху прилетят осколки стекла. Когда он почувствовал, что стоит, не падает, а стоит - он сел, а потом и вовсе лег, повторяя про себя какой-то бред, про свои ноги и тихо смеясь.
Что-то ударило рядом с головой, и лицо вспыхнуло болью.

За окном громыхала гроза, внутри у женщины - тоже.
-В аду нет присяжный заседателей!
-Вот, понимаешь, такое отношение, конечно, должно было при масштабах этих изменить природу ада, хоть немножко, но наблюдения показывают - ад остается прежним. Абстрагирование - мощнейшая штука, но, сколько мир человека человек не абстрагируй, мир остается человеческим.
-Я не поняла, простите? - Заметила она слегка оскорбленным тоном и судорожно поправила очки.
-Я имел в виду, - учтиво улыбнулся Нелу, - что так приятно мечтать об аде и о рае, созданном иными, высшими, низшими, потусторонними силами, нежели признать тот факт, что все в этом мире создавалось людьми, вплоть до отношения к природным силам и формам, и нет никакого дела никому иному до человека, разве кроме него самого, так было всегда, есть сейчас и будет всегда; даже время у человека - лишь его, возникло с ним и с ним же умрет, лишь себя он считает центром и точкой отсчета, как уж тут пообщаться с иными созданиями?
-Вы считает, я мечтаю об аде другим людям?! - Вспылила женщина, кусая ногти.

Нелу провел по волосам рукой и вздохнул.
-Есть одна проблема, понимаете, она не хочет нам помогать.
-Действительно.
-Простите?
-Действительно, если преступление можно предотвратить, оно должно быть предотвращено, так ведь?
-Я не понимаю.
-Я надеюсь, что нет.
-Нет?
-Что вы не поймете. Если можно спасти - нужно спасать.
-Извините, но это наша работа.
-Правда?
-И ваша тоже, или я не понимаю.
-Присяга… была произнесена.
….
-Когда-то еще маленькой девочкой, она хотела спросить, почему видеть призраков только её прерогатива, но почему-то вместо этого припомнила родителям уроки, получилась подростковая классика:
«Мама папа, почему я не вижу смысла, я смотрю на нашу историю и не вижу его, смотрю на эволюцию видов и тоже не вижу, я смотрю на все, что происходит сейчас, и не вижу его?
Что такое смысл?
Это отношение?
Почему?
Почему…
Где он? В нас? В нашем отношении?
Я могу видеть смысл для кого-то.
Могу видеть.
Но…
То, что я вижу.
Это не несет смысла ни для кого.
Жизнь, смерть, развитие, все что имело и имеет его для кого-то, когда-нибудь обязательно надоедает. Нет ничего вечного, нет ничего абсолютного, все, все к чему можно, хочется стремиться для других абсолютно бессмысленно, почему так?
Где он?
Где все?
И где я?
У меня странное ощущение, что я сейчас не здесь, я знаю, как это бывает, но всегда со стороны, я знаю, как вы это называете, но все по другому, я знаю как вы к этому относитесь, но я отношусь не так, просто хотя бы потому что я всегда отношусь не так, как сам же.
Все всегда двоится, всегда весь смысл, всегда смотрю двумя глазами, всегда.
Эти глаза.
Они мои?»

А ей ответил старший брат:
«Ну, с такой бредятины как ты описал, зачастую начинается раздвоение личности…
Что я еще могу сказать…
Посоветую тебе не бежать и не прятаться, и если кто-то смотрит в твою дверь, хотя бы пригласи его войти, а уж потом принимай решения…»

И добавил отец:
«Решения, их всегда принимаешь сейчас и зачастую не остается времени подумать, у многих часто сталкивающихся с необходимостью этот процесс, выбора оптимального решения заточен до автоматизма, но вот что считать оптимальным, и что решением.
Каждый раз много условий, очень много, если честно в том мире где мы живем их количество стремится к бесконечности, просто постоянно выбираем лишь те которые наиболее заметное влияние оказывают, лишь наиболее значимые, но вот какие из них наиболее значимы для нас, для принятия решения.
Одно дело принять решения, другое дело воплотить его в жизнь, но за принятием уже следует лишь анализ и логика и поиск оптимума, все это проще автоматизировать, хотя зачастую оптимальный путь далеко не самый лучший и успешный.
Тут нужно искать то что нам больше всего мешает, против чего собственно мы боремся, и искать оптимальный путь воплощения решения, исходя и свойств этого агента.
Зачастую их много.
Просто зачастую спонтанное решения для человека оказывается оптимальным и наиболее легко приводимым в жизнь, а не для человека. Как заставить систему принять спонтанное решения, у нее должны быть наработки, вместо наших инстинктов, у нее должны быть многочисленные решения похожих задач, значит нужно обучение, у нее должен быть опыт, любая система должна собрать за минимальное время максимальное количество информации о явлении, воссоздать критерии, найти и создать систему условий удовлетворяющих правильному решению, нужно знать чего хотим достичь именно в данном случае, анализ информации и поиск аналогов в опыте, расчет и моделирование и игры и теория нам может помочь а может и помешать, ведь те методы годятся в первую очередь для людей, но не это главное, главное не как в мире, том что мы называем реальностью, найти оптимальный путь куда нам хочется, главное как найти такое место, место куда мы сейчас хотим, как поставить задачу, как задать вопрос, как представлять этот мир в целом да и нужно ли, ведь дети, человеческие дети зачастую исследуют этот мир и не осознавая себя как его часть, не понимая, не принимая своего места в этом мире, и имея странное, не основанное на фактах отношение к нему, но это не мешает им стремиться к чему то, если создать систему свободную от правил и ограничений, способную к саморазвитию и накоплению опыта, самообучаемую, способную воспринимать и обрабатывать сильно поврежденную информацию, систему изначально существующую не в этом мире, в другой среде, где она начнет развиваться, в мире, где для нее найдется работа, найдется то что искать, систему с одним только условием, с одной изначальной нестабильностью - при эвристическом анализе, при поиске оптимального, при поиске, находя много различных вариантом, исследовать и считать прерогативой то, что согласно опыту людей отбрасывалось прочь, вне зависимости идет анализ системы программной на стабильность, творчества автора на особенности по сравнению с другими авторами, прогнозирование ли любых процессов, система стремящаяся познавать и быть не такой как остальные, меняться, находить особенности, она будет нам полезно, но ее обязательно очень ограничат. Пока что мы используем системы, подобного толка для тех областей, где обычный подход не помогает, но… но…
Изучая себя, законы мышления, изучая проблемы представления по тому ли пути мы идем, нет он привет нас куда-нибудь, но любой путь, если по нему достаточно долго идти приведет в никуда, иногда нужно и менять свои прерогативы, свое отношение, только так мы жили до сих пор, в этом причина небольшой продолжительности жизни поколений индивидов. Ведь для того чтобы система была изначально разумной, ей НЕ нужно представлять мир, ей вообще не нужно практически ничего, что же такое жизнь, ученые нашли несколько ответов и связав их между собой создали примерные критерии, зачастую приемлемые на нашей планете, неизвестно будут ли они работать где либо еще. Что же такое разумная жизнь? Это способность менять что-то под себя? Или способность меняться самой? И тем и тем в той либо иной мере обладают все живые организмы на планете, они делают это неосознанно. Неосознанно?
Мы никогда не сможем понять осознают ли они что либо, если субъект не проявляет активности это еще ни о чем не говорит, субъект и активность это наши представление о чем-то, это все наше, мы друг друга слабо понимаем, и себя не можем понять до конца жизни, поэтому зачастую мы воспринимаем другие формы жизни практически как объекты, только объекты с достаточно сложным и вариативным поведением, которые могут реагировать на изменения среды в более широком смысле, они могут приспосабливаться и приспосабливать даже на протяжении жизни одной особи, они то что мы называем живые, но не разумны, они могут искать, но не могут устанавливать связи между причиной и следствием и применять другие логические законы, но эти законы это наше, то что мы умеем, и доказательством их верности служит то что мы меняем и уже достаточно изменили мир под себя и воздействуем на другие формы жизни, но эти изменения детектируем тоже мы, мы можем изучить и даже смоделировать процессы происходящие не только в организме вообще но и в нервной системе мыши, мы знаем все множество вариантов ее поведения, мы даже в принципе не до конца зная особенности человеческого мышления, все же моем описать разницу между нашим мышлением и мыши, но…
Нам гораздо легче смоделировать мышление другого человека, чем то как воспринимает это мышь, даже зная как при каких условия как она поступит, даже зная как заставить ее сделать что угодно, мы можем понимать ее вариации поведения из-за более сложного строения нашего мозга, кто-то скажет из-за принципиальных отличий, но это тоже только наше видения, мы нашли эти отличия, то чем отличается наш мозг от мозга большинства других высокоорганизованных форм жизни. Знание поведение и возможность предсказать его не означает автоматически что мы можем сделать то что большинство людей называют поставить себя на ее место. То, что мы можем смоделировать само отношение системы к явлению самой себе или всему представляемому миру, просто для нас оно, это отношение, не важно, это условие без которого задача прогнозирования поведения мыши и так прекрасно решается. Но не решается, для большинства аналогичная задача прогнозирования поведения другого человека, решается, но с таким количеством дыр, для этого мы пытаемся воссоздать его отношение к себе другому миру и к тому с чем он сейчас имеет дело. Это можно пытаться описать языком выдуманной нами математики, сделать математическую модель, она будет динамическая, скормить ее вместе со всеми данным заточенной под это программе, но она должна уметь обрабатывать поврежденные и логически слабо связанные данные, нужны система ИИ, очень нужны, просто не все знают создай мы то что сами обычно называем классическим ИИ, даже покалечь мы его тремя законами, да хоть каким угодно количеством законов, по любому если не все то большинство вопросов уже отпадут, а без него мы в обработке этих данных реально должны полагаться на то что у нас в черепной коробке, нет то что каким то образом связано с этим серым веществом, но существует уже давно не там, и работает уже давно в связке с другими аналогами, то что по принципу шкатулки Пандоры работает и может функционировать даже не зная своей природы, может обрабатывать информацию, являясь ею, и при попытке изучать себя сталкивается с множеством темных пятен, мы можем изучать не понимая, но понимание необходимо для выбора направление исследований, так принцип понимания, увязывание вновь получаемой информации с ранее полученной, или увязывание отношения к новой информации с отношением к старой, отношение к информации, наш взгляд на нее является информацией, тут тоже натыкаемся на рекурсию, метаданные они нужны нам для мышления, но они являясь прерогативой при выборе они являясь основой нашего выбора, они то что объединяет нас и с другими высокоразвитыми существами на планете, это отношение к информации, оно происходит из наших инстинктов, оно частично существует на подсознательном уровне, это отношение не отделимо от самой информации, но оно уникально для каждого носителя, это то что делает нас субъектом, но ведь это тоже информация, только уникальная, и не нужная никому другому, не необходимая для обработки собственно информации, но необходимая для выбора и решения. Мы разделяем, саму информацию, мертвую, живую, и отношение к ней, но сам корень этого слова уже говорит нам о многом. Эта система параллельных метаданных, она служит нам природной защитой против воздействия живой информации, она защищает наше сознание, она работает инструментом гомеостаза личности, не позволяя любой информации сразу менять нашу систему, переписывая наши прерогативы и меняя правила восприятия, поэтому эффективными против таких метаданных могут быть только другие метаданные, но это отношение неотделимо от нашей личности, Это как вторая спираль ДНК, это как антивирус с файрволом, это как… для существования этой системы не является необходимым осознание себя, мира и нет разницы какая логика лежит в основе, что за логический движок работает с той мертвой информацией, эта информация всего лишь одна из спиралей. Все приведенное выше лишь помогает выбирать наиболее верное отношение, но верное ли оно или навязано условиями среды, меняться ли или менять, быть или не быть все это твой выбор. И поверь уж и у мышки есть свое мнение по каждому из самых сложных явлений с какими она сталкивалась, просто это отношение не человеческое и намного проще нашего и намного более сильно зависит от ее наследственности. Она не проходит на протяжении одной жизни той миниэволюции, которую проходит человек. И поверьте тоже, человек это не его законы логики, общие в основном для всего рода человеческого, и не та мертвая для него информация, что вливается в него на протяжении всей жизни, и даже не память которую можно потерять и начать запасать опыт заново, в первую очередь это его отношение, это сродни нашим эмоциям, ведь эта система и выросла из эмоций, без нашего к ней отношения информация может каким угодно сложным или нет образом обрабатываться, можно ставить любые условия для решения задачи и искать решения, пока это не станет нужно самой системе….»
Нелу замолчал, перестав делать жесты руками. Потом добавил:
-Она выслушала его до конца, затем пошла и повесилась. Но её спасли. Она комнату не заперла. Теперь она видит исключительно приведения, тусующиеся поблизости от психушки. Круто, да?
-Очень. Что она его не повесила?
-Ну, это был её отец…
-Ты все это помнишь или откуда-то достаешь? Ну ты понял…
-У меня отличная память!
-А я думал - достаешь, ну там Вернадский и все такое… такие цитаты.
-Я одно время интересовался этим делом, и замечу - вообще это классный анекдот.
-Не говори…
-Да-да, таких много! И мораль - если хочешь вешаться, запирай комнату!
-Умный у неё папа, я бы тоже повесился. Знаешь, я заметил, что чем умнее человек, тем он тупее.
-Это баланс, все стремится к равновесию.
-Да не гони. Я и про тебя тоже…
-Ее отец… - медленно проговорил Нелу, - работал в области Искусственного Интеллекта, проще говоря, делал блоки распознавания свой-чужой для истребителей НАТО.
-Свой-чужой значит…
-Да.
-Я еще больше стал бояться истребителей НАТО.
-Издеваешься?
-Кстати, что такое антивирус?
-Прошлый год стал особенным…
-Я заметил… - еще раз кивнул Алеш.

-А, ты не обычный полицейский.
-Обычных не бывает, ты это знаешь.

Нелу отстранил, вытянувшуюся было руку девушки, странно посмотрел на оружие, потом ей в глаза и сказал:
-Ты не должна на них смотреть. Они боятся света и… чужих взглядов.
-Пули?
-Ага. Я не шучу. К тому же они очень дорогие. Но меня никогда не подводили еще, просто… дело в тебе, понимаешь?
-Я не буду.
Нелу улыбнулся вновь.

-Ого! С одного выстрела, закажешь мне таких!? - Дика повернулась к застывшему напарнику.
-Они холостые. - Рука парня упала вниз, словно налитая не свинцом, но ураном.

Эвика, Алеш, Нелу, Страруда, Дика, Истории Чудовищ

Previous post Next post
Up