Окончание поучительной истории о Компании Южных морей

Dec 16, 2014 14:47

Несмотря на то, что аффтар торжественно клялся писать регулярно, своего обещания он не сдержал. Отчасти это связано с внезапно нагрянувшей серией командировок, поиском жилья и другими проблемами, из которых не все решены и по сей день. Но для успокоения совести аффтара, а также на фоне резкого падения курса рубля и цен на нефть историю о том, как однажды опозорилась английская экономика, все же следует закончить

Вообще-то почтенным джентльменам из Компании Южных морей, а также достопочтимым господам членам английского парламента, а также многоуважаемым сэрам вкладчикам должно было быть известна схожая история, произошедшая за несколько лет до того во Франции. Там хозяйствующий при малолетнем короле регент Орлеанский и его помощник горе-финансист Джон Ло наладили выпуск бумажных денег под залог мифической "Миссисипской компании", чьи залежи по запасам вымышленных богатств не уступали сокровищам Креза. Акции Миссисипской компании росли-росли, выросли до своего максимума, после чего наро массово стал менять их на полновеную монету. Курс обрушился, сбережения множества людей обратились в прах и Джон Ло вынужден был бежать из страны.

Можно также вспомнить эпидемию "тюльпаномании" в Голландии за сто лет до описываемых событий, где все - от особ королевской крови до простых лавочников и студентов - принялись скупать луковицы цветков. За новые сорта платили бешеные деньги, да и просто играя на курсе тюльпанов, можно было заметно обогатиться, купить себе домик и зажить как буржуа. Ну а закончилось все примерно тем же, что и во Франции, хотя любовь к тюльпанам голландцы сохранили до сих пор.


Тюльпаномания. Брейгель МладшийТо ли достопочтенные сэры не знали о печальном опыте своих предшественников, то ли знали, но считали себя умнее прочих, но законопроект о препоручении госдолга Компании был принят и биржа пришла в возбуждение. Каждый дурак стремился стать мошенником. Благородные леди закладывали свои драгоценности, чтобы попытать счатья на бирже. Аллею Менял запрудили толпы народа, а по Корнхиллу было не проехать из-за многочисленных карет.

В подражание Компании явилось множество других предпринимателей, надеявшихся получить грант и испить из неиссякаемого источника богатства. Некоторые из них были вполне благовидными и рассудительными, и будь они затеяны в более спокойное время, непременно послужили бы на пользу обществу. Совет лордов-судей рассмотрел и вывесил целый список предприятий, среди которых значились общества по переселению в Англию обезьян, по усовершенствованию вечного двигателя, по производству древесины из опилок и другие. Одна из наиболее известных компаний была "Компания по изготовлению машины Пакла", обещавшая совершить революцию в военном деле и изобрести пушку, стреляющую круглыми и прямоугольными (!) ядрами и пулями.


Карта из колоды, посвященная "мыльным пузырям"Но один из самых активных предпринимателей превзошел всех в искусстве выкачивать деньги из воздуха, учредив "Компанию по получению стабильно высокой прибыли из источника, не подлежащего разглашению". Необходимый капитал, как гласила рекламная вывеска компании, составлял полмиллиона фунтов, и каждый вкладчик, внеся 2 фунта задатка, получал гарантированный дивидент в 100 фунтов за акцию. В первый же день было куплено не менее 1000 акций, и сочтя полученную сумму вполне достаточной для поддержания своих жизненных нужд, великий комбинатор скромно испарился в воздухе.

Генерального директора "Компании Южных морей"  Джона Бланта и других совладельцев беспокоило, что многочисленные сторонние предприятия отвлекают на себя часть денег, и приняли соответствующие меры. В июне вступил в силу закон, запрещавший безлицензионное учреждение акционерных компаний под угрозой штрафа и тюремного заключения. Этот закон прозвали "Биллем о мыльных пузырях". Курс главного пузыря тем временем дошел до 1000 фунтов за акцию и там остановился.

Исаак Ньютон, занимавший пост директора Монетного двора, сказал "Я могу предсказать ход небесных светил, но не силу безумия толпы" и выгодно продал свои акции. Тем не менее, вскоре он не устоял под напором друзей и родственников и купил еще, что впоследствии вышло ему боком. Даже если ты великий ученый, это не делает тебя самым умным.


Пузырь Южных морей. Гравюра У. ХогартаПронесся слух, что Джон Блант и другие директора сбывают свои акции и курс покатился вниз. Владельцы "Компании" бросились к правительству и Банку Англии с просьбой защитить и выступить поручителем, что хотя неохотно, но было сделано. Помогло это ненадолго. Курс продолжал падать. Ювелиры и банкиры, ссудившие свои деньги под залог акций, закрыли свои лавки и скрылись в неизвестном направлении. Компания-изготовитель клинков, которая была главным кассиром "Компании южных морей", приостановила свои платежи.Теперь стали изымать вклады и из Английского Банка, который в сложившейся ситуации изменил свое решение и отказался от поручительства. "Таким образом" - гласит "История парламента" - "за восемь месяцев мы были свидетелями взлета, прогресса и падения могущественного сооружения, которое будучи вознесено некими тайными мотивами до заоблачных высот, приковало к себе взгляды и ожидания всей Европы, но фундамент которого, будучи замешан на обмане, иллюзии, легковерии и безрассудстве, рухнул, как только вскрылись ухищрения его директоров".

Положение было мрачное. Король Георг I в срочном порядке вернулся из своего родного Ганновера. Во всех больших городах прошли общественные митинги, призывавшие покарать директоров компании, которые своим мошенничеством поставили страну на грань разорения. Один из парламентариев предложил посадить Бланта и Ко в мешок, завязать и бросить в Темзу - пусть побарахтаются. Казначей компании, упаковав всю документацию и бухгалтерские книги, бежал из страны во Фландрию, отдав себя в руки тамошнего правосудия. Джон Блант, посаженный на скамью подсудимых, отказался отвечать на обвинения.

В ходе расследования было выявлено множество фиктивных сделок, подкупа и взяток. Директора Компании были подвергнуты штрафам и тюремным срокам, никого впрочем, в Темзу в мешке не бросили. Одного особенно чванливого, утверждавшего что его лошади будут питаться золотом вместо овса, посадили на хлеб и воду, но и только. Огромную роль в этом сыграл Роберт Уолпол, тот самый, который в разгар лихорадки призывал к осторожности. После того, как никто его не послушал, этот предприимчивый лорд сам стал спекулировать на бирже акциями, но в отличие от Исаака Ньютона отличался осторожностью и неплохо выиграл на колебаниях кура. Может быть поэтому он способствовал тому, чтобы наказания для директоров были не столь суровы.


Жан-Батист Ванлоо. Портрет сэра Роберта УолполяДело "Южных морей" помогло Уолполю реорганизовать финансовую систему Англии и сосредоточить все нити власти в своих руках, впоследствии его будут называть первым английским премьер-министром. Сама компания, сменив руководство, просуществовала до середины XIX века, специализируясь на китобойном промысле

занимательная криминология, деньги

Previous post Next post
Up