Оригинал взят у
janemouse в
Феномены ПиажеЕсть такая красивая история о том, что не надо забегать вперёд, всему своё время и тп.
Идея в том, что дети не сразу понимают смысл чисел, идею количества, и оценивают "больше-меньше" скорее по тому, где больше места занимает, а не по тому, где больше предметов.
В 3-4 года многие дети уверенно утверждают, что 3 больших кубика больше, чем пять маленьких.
Описаны подобные эксперименты не только у Пиаже, и я время от времени их сама провожу - и радуюсь.
Обычно этот фокус удаётся наблюдать у тех детей, которые освоили трюк "тыкать пальчиком в предметы и произносить "один - два-три-четыре-пять", но у которых ещё не сформировано понятие числа как некой универсальной меры.
Скажем, многие дети 4-5 лет впадают в ступор, если ... попросить их пройти 6 шагов и остановиться.
Или сделать 3 больших шага, потом 5 маленьких шагов - и остановиться.
Они умеют пересчитывать предметы, но ещё не умеют пользоваться счётом.
Парадокс.
Классический эксперимент проводил и описывал А. Звонкин (Вообще книжка "Малыши и математика" очень вдохновляет и наводит на массу интересных мыслей. Жаль, что он не записывал игры и занятия первого года)
На столе в ряд лежит 8 монет.
Под каждой монетой кладут по спичке, и пересчитывают, убеждаясь, что их точно 8.
А потом на глазах у ребёнка спички сдвигают, и они лежат более плотной кучкой. А монеты раздвигают пореже.
И спрашивают, а теперь чего больше - монет или спичек?
И многие дети говорят: "А теперь монет больше!"
Хотя они видели, что мы спички не убирали.
Более того, можно пару монет убрать - и дети согласятся, что теперь поровну.
В этот момент пускаться в объяснения бессмысленно,
это просто симптоматичная такая игра,
и от ваших объяснений понимания не случится!
До понимания дети сами дойдут позже, опытным путём!
Как это выглядело у нас:
Альбом:
дошк_апр15_16 Я попросила разложить по этажам карточки от игры "турбо-счёт".
Рядом с тарелкой 6 - карточки, на которых по 6 зверей, и тп.
Дети поняли идею, все разложили.
Только 9 откуда-то нашли ))
Получилось как-то так
Пересчитали карточки с 1, 2 и 3 зверями,
убедились, что их поровну.
А потом я решила проверить свою гипотезу, и переложила карточки на глазах у детей.
Теперь один ряд выглядел более длинным.
И что же?
Те дети, которые только что сами пересчитывали каждый ряд, такая пальчиком,
уверенно сказали, что теперь "двоек" больше всего, а единичек совсем мало.
Моих родных детей ни разу не удавалось поймать на такие штуки,
и я каждый раз радуюсь, когда вижу эту красоту.
И главное, что через год обычно само проходит, устаканивается - и дети начинают уверенно пользоваться числами.
А вам случалось наблюдать подобные феномены у своих детей?
В каком возрасте?