Маршрут наш был спланирован так, что уже на следующее утро мы должны были покинуть Куско и вернуться в него только через две ночи.
Впереди были самые важные для нас места в Перу (не считая Наски):
древние руины инков (а может и не инков; постоянно приходится писать в скобках! потому что всё под сомнением и всё требует пояснений, кошмар какой-то).
Город-крепость Писак, "агролаборатория" Морай, соляные террасы Марас, невозможный Ольянтайтамбо и на закуску визитная карточка Перу - Мачу-Пикчу. Всё это общественным транспортом и на своих двоих. (Ага, разогналась. В этот пост влез только Писак!)
Удалось.
Как вы догадались, у нас всё было спланировано.
Все точки интереса отметила на карте
https://www.google.ru/maps/@-13.3370192,-72.3329759,11z/data=!3m1!4b1!4m2!6m1!1s1zwXYAGExaE2zt7srs2jjkucU0Do Утром мы неплохо позавтракали в отеле, взяли маленькие рюкзачки, в которые еще с вечера сложили всё необходимое на 2 ночи и 3 дня, закинули чемоданы в камеру хранения в отеле (эту бесплатную услугу предоставляют, наверно, все гостиницы Перу) и вынырнули на утренний морозный воздух (Куско - 3400 м, утром и вечером градусов + 7 - +10 было, не больше, днем до 22х примерно).
Первым в списке объектов, ждущих нас сегодня, значился Писак.
Мы знали, что маршрутки до него ходят с терминала на улице Puputi, это было в 3х минутах ходьбы от нашего отеля. Только мы свернули на Puputi, сразу увидели микроавтобусы. Только микроавтобусы увидели нас, как закричали "Писак? Писак?", и слияние состоялось. Дорога Куско - Писак по 4 соля на чел ~ чуть больше 1$, ехать около 1 часа.
Автобус шустро карабкался в гору, скоро по левую руку осталась статуя Христа, охраняющая Куско, а за ним Саксайуаман, потом показались руины Кенко, Пукапукара, поворот на Тамбомачай... Всё это мы приметили, но оставили на потом. Я как-то представляла себе Священную долину более плоской, ан нет. Вскарабкались на перевал и и начали спускаться к Писаку.
В Писаке нас высадили ровнехонько около пункта такси, что нам и было нужно.
До верхней части руин Писака можно дойти пешком, но это очень долго и тяжело, мы после приключений в каньоне Колка скептически относились к моим способностям к подъему на своих двоих. Поэтому без раздумий взяли такси.
Еще дома мы вычитали, что такси стоит 25 солей, и торговаться никто не будет, ну так и вышло. Зато с ветерком вознеслись на вершину горы и довольные, полные сил ринулись осматривать Писак, пока толпы организованных туристов не набежали.
Верхняя часть руин Писака
Чтобы что-то вырастить в горах, приходиться строить террасы (это я вам ответственно подтверждаю, как человек помогавший бабушке на огороде в Абхазии, правда, там никому и не снилась та точность и аккуратность, с которой построены террасы инков).
Писак - это жилые дома, военный форт, храмы, что-то вроде ванн или уборных, кладбище, в общем, стандартный набор для хорошо развитого города. Только вот город этот торчит на горе. А ведь это - самое сердце Священной долины, казалось бы, кругом свои, зачем так высоко забираться?
Где жилые дома, где военный форт, где ванная, где туалет в случае Писака мы просто предполагаем. Это вам не римский город, построенный по строгому плану, да еще и с подписями на зданиях. Тут всё мало понятно.
Гору с крепостью частично окружает стена с воротами. Тут мы видим совершенно другую кладку.
Эта дорожка теоретически ведет вниз, к нижней храмовой части, но нам пришлось идти в обход.
Я не буду здесь углубляться в теории о древних строителях, использующих такие технологии, что не снилось не только инкам, но и нам.
Но коротко сказать надо.
По альтернативной версии, существовала некая працивилизация, которая строила сооружения из гигантских блоков по всему миру. Возможно, они использовали так называемые "пластилиновые технологии", это когда камень могли размягчать и придавать ему любую форму. Их фирменный стиль - полигональная кладка, примеров которой вы еще увидите в избытке у меня в отчете. Они же могли приложить руку к линиям Наска или камням Ики. В общем, на них можно списать всё необъяснимое из прошлого.
После поездки в Перу лично я поверила. Не то, что мне теперь всё понятно. Совсем ничего не понятно, но такая версия выглядит адекватнее официальной.
Что думает Дима, пусть он сам скажет.
Подробно обо всем этом у Склярова в фильме "Перу и Боливия задолго до инков"
Вид на нижнюю, храмовую часть руин, там самое интересное.
Надо сказать, что таксист, которого мы наняли отвезти нас наверх, сразу нам сказал, что в нижнюю часть руин, где самое интересное для нас, не попасть, потому что все тропы, ведущие сверху, перекрыты после обвала, в том числе, завалило древний тоннель.
Честно сказать, про тоннель мы вообще не знали, а про то, что в среднюю часть мы не пройдем - не поверили. Решили, что он просто хочет нас уговорить нанять его в оба конца, а не только наверх. "Вези наверх и не морочь нам голову" - сказали бы мы, если бы хорошо говорили по-испански.
Так он и сделал: отвез и уехал.
Осматривая верхнюю часть, мы увидели множество красных флажков на тропинках. Выяснилось, что красный цвет - дороги нет. Хотя на обозримом пространстве никаких завалов не было видно, идти по такой тропинке вниз мы не рискнули. Не хотелось поворачивать обратно, упершись в груду камней.
Но пропустить храмовую часть мы тоже не могли, ради нее мы приехали в Писак. Что делать?
Мы спустились по автомобильной дороге на одну петлю серпантина вниз, там есть развилка, правое (относительно направления вниз) ответвление ведет к храмовой части. Сначала там обычная автомобильная дорога, потом видны следы обвала, но пройти можно спокойно
Потом асфальт кончился, и мы оказались у нижней части террас
Прошли вдоль них
и через очередные ворота вышли к лестнице и тропинке к храмовой части
В какой-то момент мы дошли до очередного красного флажка и натянутой веревочки, но мы оказались уже как бы внутри запретной зоны), поэтому быстренько подлезли под нее и, выдохнув "ну слава богу, нам больше ничего не угрожает", продолжили путь.
Не знаю, сколько заняли все эти маневры, думаю от выхода из верхней части до прибытия к храмам прошло минут 45 - 50. Кстати, некоторые немногочисленные любознательные туристы, бродившие с нами по храмам Писака, пришли все-таки сверху, а не в обход, как мы. Значит, пройти там где-то можно было.
Итак, храмовая часть Писака
Из камней более темного цвета - Храм Солнца.
Храм ли это или что-то совсем другое, точно никто не скажет, но Храм Солнца - звучит завлекательно.
Интересен он сложной обработкой камня. Где хотели сделали вырезы, где надо - выступы, никаких проблем с твердым гранитом или андезитом. И это при отсутствии железных инструментов?
Это место с другого ракурса
Каменная скамья . Таких "скамеек" в Священной долине много. Такое ощущение, что древние школьники их на уроках труда вместо табуреток делали.
Обратили внимание на мою обувь?)
Это я еще не отошла от каньона Колка, пальцы так болели, что спускаться в кроссовках было тяжко. Переобулась) Зато сразу ясно, что русская. Жители развитых стран, как только на горизонте появляются горы, немедленно напяливают трекинговые ботинки и уже не снимают их до покидания зоны высотной поясности). Зато у них пальцы не болят, наверно.
Ну посмотрели - пошли дальше.
Спускаемся в современный Писак.
По дороге еще один сектор руин: по официальной версии - дома знати и религиозной верхушки
Сектор "госпиталь" и остатки сторожевых башен
Отсюда уже спускались в город без остановок (спуск ~1 час). Остановились только один раз поздороваться с русским, который шел вверх, навстречу. Мужик путешествует один по Южной Америке по несколько месяцев и уже не в первый раз. Спокойный, расслабленный сын Урала. Очень приятная была встреча.
У выхода с тропы в город висела схема археологической зоны Писак. Красным обозначены те тропинки, по которым ходить нельзя. Из нее следует, что официально попасть в храмовую часть можно было только поднявшись пешком из города. Это требует много времени и сил, кроме этого уральского мужика навстречу нам никто не попался.
Мы же прошли по правой красной линии, не зная, что она красная. И хорошо.
Продолжение
https://marika-v.livejournal.com/40965.html