Оригинал взят у
murtille в
«Курс по изготовлению авторских керамических глазурей. Глава 3»
Глазурь на 1200°C на основе глины AlbertaSlip80. digitalfire.com
В этой главе вы узнаете про свойства и особенности различных составляющих и компонентов глазурей, как они
влияют на глазури и для чего используются.
Эту статью удобнее читать непосредственно на главной странице
блога. Там статья разделена катами, так чтобы был обзор и её можно было читать частями.
3. Составляющие и компоненты в деталях
Составляющие это непосредственно оксиды, из которых состоят разные материалы, например Al2O3, Na2O.
Компоненты, это минералы, глины, порошки и искусственные реактивы,
которые содержат в себе нужные оксиды, и через которые эти оксиды можно
добавить в глазурь.
Различные составляющие по-разному влияют на
свойства глазурей. Одним оксидом можно слишком потёчную глазурь сделать
более вязкой, чтобы она не стекала, другим оксидом понизить температуру
расплавления глазури более низкой, чтобы использовать её на нужной
температуре, третьим и четвёртым оксидами убрать и добавить цек. Чтобы
разобраться в том, что на что влияет, давайте сначала посмотрим на сами
свойства глазурей, которые её определяют, и на которые можно
воздействовать.
Свойства глазурей.
- Температура плавления
Температура,при которой глазурь становится жидкой и приобретает структуру стекла.
Некоторые оксиды повышают температуру плавления, другие (флюсы) понижают
её. - Интервал плавления
Это температурный интервал, в котором глазурь становится жидкой. Некоторые
глазури имеют очень маленький интервал плавления - где-нибудь ± 10 °C и
глазурь уже расплавилась. В такой узкий интервал трудно попасть.
Добавишь ещё 20 градусов, и она потечёт. Некоторые составляющие делают
этот интервал шире, то есть глазурь медленнее плавится, становится
как-бы более инертной. Если же интервал плавления очень большой, но
нужна большая выдержка, чтобы глазурь расплавилась. Поэтому другие
компоненты нужны, чтобы сделать глазурь менее инертной, более «быстрой». - Вязкость
Вязкость - это тоже же самое что текучесть. Уменьшить вязкость глазури, это
значит, что при одной и той же температуре новая глазурь будет более
потёчной. Например, для кристаллических глазурей нужна большая
потёчность, чтобы у кристаллов была возможность вообще образоваться. - Кристаллизация
Кристаллы бывают разные - одни большие, с ладошку, другие - микрокристаллы,
которые не видны, но которые влияют на поверхность и прозрачность
глазури. Некоторые составляющие усиливают рост кристаллов, другие
тормозят их рост. И то и другое влияние требуется при создании глазурей.
Кристаллы в глазури не всегда выглядят так красиво, как в настоящих
кристаллических глазурях. Иногда они остаются маленькими, но делают
глазурь такой матовой, что не понятно, что это глазурь. В других случаях
на кристаллизации основано глушение глазури, тогда усиление
кристаллизации опять нужно, хотя нет цели создать кристаллическую
глазурь. - Сила растворения
Под этим свойством имеется в виду, насколько сильно расплав глазури растворяет
вмешанные в неё твёрдые частицы - например, пигменты или глушители. Есть
несколько оксидов, которые хорошо повышают растворяемость глазури - в
глазурях с большим количеством этих оксидов все цвета чистые и яркие. Но
такие глазури зато трудно заглушить - потому что глушащие примеси также
растворяются и теряют силу. Сила растворения относится и к черепку.
Глазурь растворяет верхний слой черепка и между черепком и глазурью
создаётся соединительный слой, который скрепляет черепок с глазурью. Чем
лучше выражен этот слой, тем лучше глазурь будет держаться на черепке.
Иногда сила растворения не очень желаема:
- если под прозрачной глазурью слишком сильно растворяются ангобы
- если белая глазурь растворяет красный черепок и окрашивается в ржавый цвет
- если возникает большое количество пузырей (из-за пережога)
- Поверхностное натяжение
Поверхностное натяжение жидкостей ответственно за то, что они стягиваются. У воды,
например, большое поверхностное натяжение, и поэтому она всегда
собирается в капельки. Так и у глазурей - если поверхностное натяжение
слишком большое, то глазурь будет собираться. Иногда она собирается,
потому что была обожжена на слишком низкой температуре - температурное
натяжение с повышением температуры падает. Но некоторые оксиды при
добавлении их делают поверх. натяжение намного больше, при одинаковой
температуре. - Температурное расширение КТР
Температурное расширение (коэффициент температурного расширения КТР) ответственно за
цек. При повышении температуры глазурь (как и любой другой материал)
расширяется, а при падении - садится. Если она очень сильно расширилась,
а потом сильно усаживается, то она трескается, потому что стекло -
материал не эластичный. Получается кракле. Иногда кракле - это классно,
красиво, но вообще-то для настоящей посуды кракле не подходит, так как в
трещины попадает еда и это не хорошо. Поэтому глазури, которые несут не
декоративный характер, а предусмотрены для пищевой утвари, не должны
трескаться. Некоторые оксиды усиливают то, насколько глазурь расширяется
при повышении температуры, другие снижают это расширение, иногда делают
глазурь «эластичнее». Если КТР глазури меньше, чем у черепка (которые
тоже расширяется и садится), то могут даже возникнуть отколы глины! Т.е.
глазурь не дала черепку расширяться, и он решил взять силой. - Химическая устойчивость
Этот пункт говорит о том, насколько вещества, контактирующие с готовой
глазурью при её использовании, могут её разъедать и портить. Это могут
быть кислоты (уксус, кефир, простокваша, вино), щёлочи (мыло, сода) или
просто атмосферное воздействие. Чем устойчивее глазурь к таким
воздействием, тем конечно лучше. Есть оксиды, которые сильно повышают
хим. устойчивость, другие понижают её. Есть глазури, которые могут через
несколько лет исчезнуть только от воздействия атмосферной влажности!
Для использования изделия на открытом воздухе нужны особенно устойчивые
глазури.
Про выщелачивание вредных компонентов из глазури, что
вообщем-то относится к этому же свойству, есть информация во второй
главе, в разделе про вредные компоненты. - Твёрдость, устойчивость к стиранию и царапанью
Если глазурь твёрже, крепче, то её не так легко поцарапать, сколоть,
оставить след. Тогда и всё изделие в целом будет прочнее, и не сразу
разобьётся, если вдруг упадёт. Свинцовые глазури, например, достаточно
мягкие - их иногда даже ножом можно поцарапать.
Ещё это играет важную роль, если делаются напольные плитки. По ним много ходят и они не должны стираться. - Блеск/Глушение
Некоторые оксиды делают глазурь более блестящей и гладкой, другие заглушают её, т.е. делают её непрозрачной, третьи матируют. - Цвета
Некоторые оксиды могут изменять цвета красящих оксидов - вплоть до неузнаваемости.
Составляющие - их влияние на глазури и компоненты для их введения.
Кварц SiO2
Кварц является основной составляющей, образующей стекло. Кроме SiO2 стекло самостоятельно образует только оксид бора B2O3.
Кварц (=кремнезём) SiO2 добавляется в глазурь посредством следующих компонентов:
- Кварцевый песок(для глазурей выше 1200°C) или кварцевую муку (для более низкотемпературных глазурей). При вдыхании кварцевая мука может нанести серьёзный вред лёгким.
- Каолин Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O , т.е. содержит кварц, глинозём и воду, которая потом испаряется.
- Волластонит СаО · SiO2. Бывает природный или искусственный. Чаще используется для замены мела/извести СаСО3,
если возникают пузырики в глазури. Для добавления кварца в наших
условиях легче пользоваться кварцевым песком или мукой, так как они
дешевле. Цена на волластонит 170р. за кг. - Полевые шпаты - класс минералов. Есть три главных вида:
- Ортоклаз К2О · Al2O3 · 6SiO2 - калиевый полевой шпат
- Альбит Na2O · Al2O3 · 6Al2O3 - натриевый полевой шпат
- Анортит СаО · Al2O3 · 6SiO2 - кальциевый полевой шпат
В продаже чаще всего можно
найти «калиево-натриевый полевой шпат», т.е. с присутствием и калия К2О и
натрия Na2O. Если состав не указан, можно взять как керамическую
формулу (КФ) 0.5(К2О · Na2O) · Al2O3 · 6SiO2. Полевые шпаты подходят для
более высоких температур (от 1100°C), хотя иногда встречаются и на более
низких температурах.
- Литиевые минералы:
- Петалит Li2O · Al2O3 · 8SiO2
- Сподумен Li2O · Al2O3 · 4SiO2
Если в глазури используется литий, почему бы не взять эти минералы
вместо чистого оксида лития. Сразу и глинозём, и кварц - три в одном.
- Нефелин-Сиенит К2О · 3Na2O · 4Al2O3 · 8SiO2
(идеальная КФ, разные нефелин-сиениты существенно отличаются). Нефелин-сиенит - это минерал, похожий на полевые шпаты, но может успешно использоваться и при более низких температурах.
Кварц SiO2 главным образом ответственен за создание стекольной структуры глазури.
Кроме этого у него есть такие свойства:
Глинозём Al2O3
Глинозём Al2O3- это также ключевая составляющая при составе глазурей. Глинозём присутствует практически во всех глазурях в каком-то количестве. Он
придаёт глазури твёрдость и устойчивость.
Глинозём вводится в глазури следующими компонентами:
- Каолин Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O
(КФ идеального каолина). Все каолины отличаются друг от друга по
составу, хотя не всегда существенно. Точный состав определённого каолина
можно узнать через химический анализ (если очень нужно). - Жирная глина.
Естественно разные глины отличаются друг от друга по составу, цвету,
консистенции. Влияние различных глин на глазурь лучше всего установить
экспериментальным путём. Добавляя глину, считается всегда сухой вес.
Примеси в глине могут дать глазури новый цвет (красная глина - от
бежевого до красно-коричневого) или крапинки.
Добавление в глазурь
каолина или жирной глины препятствует оседанию глазури, так как жирная
глина и каолин набухают. Также можно использовать бентонит. Эти
компоненты препятствуют оседанию уже в таком количестве как 1-3%. Для
укрепления и твёрдости при составе глазури советуется добавлять 10-20%
жирной глины или каолина (в зависимости от рецепта и требованию к
глазури, конечно).
- Полевые шпаты (см. кварц)
- Литиевые минералы (см. кварц)
- Нефелин-Сиенит (см. кварц)
Глинозём влияет на глазурь следующим образом:
Кроме этого, глинозём улучшает прилипание глазури к черепку (во время нанесения).
Оксид бора B2O3
Оксид бора B2O3 является стеклообразователем. Также это сильный флюс.
Оксид бора вводится посредством следующих компонентов:
- Бура 2B2O3 · Na2O · 10 H2O. В наших условиях это главный компонент для ввода оксида бора, так как является общедоступным на российском рынке.
Кроме буры есть ещё несколько компонентов, но я их пока не нашла в розничной продаже.
- Борат кальция CaO · B2O3
- Колеманит 2CaO · 3B2O3
- Борат цинка ZnO · 2B2O3
- Улексит (Боронатрокальцит) Na2O · 2CaO · 5B2O3 · 16 H2O (натуральный и искусственный).
Оксид бора влияет на глазурь следующим образом:
Оксид натрия Na2O и оксид калия К2О
Эти оксиды очень похожи друг на друга по своему действию, хотя и имеют небольшие отличия в некоторых случаях.
Оксид натрия Na2O можно ввести в глазурь с помощью таких компонентов:
- Полевые шпаты (см. компоненты для кварца)
- Бура 2B2O3 · Na2O · 10 H2O
- Сода Na2СO3 (карбонат натрия)
- Нефелин-сиенит (см. кварц)
Оксид калия К2О можно ввести в глазурь с помощью таких компонентов:
- Полевые шпаты (см. кварц)
- Нефелин-сиенит (см. кварц)
- Поташ К2СО3 · 2 H2O (карбонат калия)
- Зола
К2О и Na2O влияют на глазурь следующим образом:
Глазури с большим количеством К2О и Na2O называются щелочными глазурями, из-за того что калий и натрий называются щелочными металлами. Щелочные глазури известны своими яркими, специфическими оттенками , большой силой растворения и существенной химической неустойчивостью.
Оксид лития Li2O
Оксид лития Li2O является флюсом. Его часто используют в кристаллических глазурях, так как он очень разжижает глазурь и к тому же поддерживает кристаллическое затвердевание глазури.
Оксид лития можно добавить в глазурь посредством следующих компонентов:
- Карбонат лития Li2СO3 - чаще всего используемый компонент для добавления лития
- Литиевые минералы:
- Петалит Li2O · Al2O3 · 8SiO2
- Сподумен Li2O · Al2O3 · 4SiO2
Оксид лития Li2O влияет на глазурь следующим образом:
Оксид стронция SrO
Оксид стронция SrO является флюсом. Его часто используют как замену для свинца, особенно с оксидом лития.
Оксид стронция можно ввести в глазурь через карбонат стронция SrСO3 .
Оксид стронция влияет на глазурь следующим образом:
Оксид кальция CaO
Оксид кальция - это всем известный мел, но не только. Из него состоят мрамор, известь. Оксид кальция - это прекрасный и идеальный флюс. При этом оночень укрепляет глазурь.
Оксид кальция можно ввести посредством следующих компонентов:
- Мел/Известь CaСO3
- Мрамор, Кальцит CaСO3 - для высоких температур (>1200°C)
- Доломит CaO · MgO · 2CO2
- Волластонит CaO · SiO2 . Не содержит углекислый газ, при обжиге не выделяет пузырьков.
- Борат кальция CaO · B2O3
- Колеманит (минерал) 2 CaO · 3B2O3
- Известковый полевой шпат - Анортит CaO · Al2O3 · 2 SiO2
- Цемент - для очень высоких температур (>1250°C-1300°C)
При этом например доломит может создавать другую глазурную поверхность, чем смесь мела с оксидом магния, что химически равноценно.
CaO влияет на глазурь следующим образом:
Кроме этого, оксид кальция существенно укрепляет соединительный слой между глазурью и черепком.
Оксид магния MgO
Оксид магния используется в глазурях в общих целях, для придания глазури твёрдости и устойчивости, улучшения блеска, общего улучшения глазури. Но чаще он используется для более высоких температур, так как очень повышает поверхностное натяжение и при низких температурах и большом количестве MgO глазурь может стягиваться.
Оксид магния можно добавить в глазурь с помощью следующих компонентов:
- Магнезия MgO - продаётся в спортивных магазинах, и в магазинах спортивного питания.
- Доломит MgO · CaO · CO2
- продаётся в строительных магазинах, часто и по 1-2 кг. На высоких
температурах (от 1100°) доломит известен своими красивыми матовыми
глазурями. - Тальк 3MgO · 4SiO2 · H2O - продаётся в виде присыпки для малышей (в аптеке), с добавлением ZnO. Даёт другую поверхность, чем доломит, или просто CaO.
- Сепиолит (минерал) 4MgO · 6SiO2 · 3H2O + 4H2O
. Сепиолит имеет свойство быстро набухать, и используется против
оседания глазурей, вместо каолина, жирной глины или бентонита. Но из-за
своего набухания он может создать большую усадку глазури во время сушки
(ещё до обжига). Сепиолит продаётся как кошачий наполнитель «Лапка». - Диопсид (минерал) CaO · MgO · 2SiO2 - природный и искусственный. Используется в тонкомолотом виде в строительстве как «дисперсный минеральный наполнитель».
- Глины с большим количеством доломита
- Магнезит (минерал) MgO · CO2 - при хранении глазурей может привести к каменно-твёрдому оседанию глазури.
- Минералы с присутствием MgO (например Базальт). Для высоких температур.
Оксид магния влияет на глазурь следующим образом:
Оксид цинка ZnO
Оксид цинка используют для противодействия кракле, для глушения и матирования. Часто оксид цинка используется в кристаллических глазурях для усиления кристаллизации.
Оксид цинка можно добавить в глазурь посредством следующих компонентов:
- Оксид цинка ZnO (искусственный)
- Борат цинка (различные составы, например ZnO · B2O3)
Оксид цинка влияет на глазури следующим образом:
Глушение глазурей
Глушение глазурей возможно теоретически четырьмя способами:
1. Введение в глазурь пигментов, которые не растворяются в прозрачной глазури, равномерно в ней распределяются, и тем самым делают её непрозрачной. Таким образом заглушает глазурь оксид олова SnO2 .
2. Введение в глазурь веществ, которые во время обжига сначала растворяются в глазури, но потом выпадают маленькими микрокристалликами, тоже делая глазурь непрозрачной. Такой метод используется при добавлении силиката циркония ZrSiO4 и оксида титана TiO2. Чтобы кристаллизация прошла хорошо, такие глазури следует охлаждать медленнее, чем глазури только с пигментами.
3. Из-за своего состава, глазурь во время обжига разделяется на две жидкие фазы - происходит выделение мелких пузыриков жидкости, отличающейся от всей остальной глазури. Эти пузырики также делают глазурь непрозрачной. Это не очень надёжный и равномерный метод, но он возможен. Борные облачка в глазурях с большим количеством оксида бора появляются по этому принципу. Их можно увеличить до полного глушения с помощью оксида цинка ZnO.
4. При очень вязкой глазури, и присутствии компонентов в ней, которые во время обжига выделяют углекислый газ CO2 (карбонатов), пузырики газа из-за вязкости не могут выбраться наружу и заглушают глазурь. Это очень ненадёжный метод, и при этом имеет все недостатки очень вязкой глазури. Он получается хорошо только на высокой температуре в полевошпатовых глазурях, которые сами по себе уже достаточно вязкие, но при этом хорошие и красивые .
Комбинация нескольких методов часто получается более эффективной. Например, примесь не растворяющегося пигмента, и кристаллизующего вещества - не растворяющиеся частички пигмента могут стать очагами для кристаллизации второго - глазурь станет ещё более покрывной. Хватит более тонкого слоя, чтобы добиться полностью глухой глазури. Кроме этого с разными комбинациями можно создать разные глухие глазури - по цвету, блеску и потёчности. Итог - нужно больше экспериментировать!
Глушители
Оксид олова SnO2
Это самый лучший и известный глушитель глазурей. Добавляется в глазурь непосредственно оксидом олова SnO2 .
SnO2 не подходит для щелочных глазурей, так как они растворяют SnO2 и глушение происходит весьма не эффективно. В остальных глазурях для хорошего глушения требуется 4-10% SnO2 . СаО и TiO2 усиливают его действие, так что вместе с ними может понадобиться меньше SnO2. Так как оксид олова не очень дешёвый, его часто заменяют оксидом циркония ZrSiO4 .
Оксид олова влияет на глазурь следующим образом:
Силикат циркония ZrSiO4
Циркон - силикат циркония ZrSiO4 чаще всего используется в прямом виде или в виде искусственных глушащих смесей на основе ZrSiO4 с вспомогательными примесями (ZnO , MgO). Циркон является главным заменителем оксида олова, так как он намного дешевле и при этом достаточно эффективно действует. Глушение цирконом усиливается, если в глазури имеются ZnO, MgO, SnO2 , и большое количество SiO2 .
Циркон влияет на глазури следующим образом:
Диоксид титана TiO2
Диоксид титана TiO2
кроме глазурей используется в настенных красках, а также в зубной пасте, из-за того, что сильно и быстро окрашивает в белый цвет, и при
этом безвреден.
TiO2 вводится в глазурь непосредственно, или с помощью молотой титановой руды - Рутила.
Получение белых, глухих глазурей с помощью TiO2 связано с некоторыми трудностями, так как при малейших примесях оксида железа получаются светло-жёлтые тона. Кроме того, жёлтые тона получаются
из-за рутиловых кристаллов, которые выпадают во время охлаждения глазури, и которые ответственны за глушение. Эти кристаллы быстро растут, и чем больше они становятся, тем желтее становится заглушённая глазурь. При дальнейшем росте кристаллов, глазурь становится матовой. Для того, чтобы получить белую глазурь с TiO2 , важно, чтобы кристаллы не успели вырасти большими. Для этого нужно, чтобы глазурь была более-менее вязкой, в глазури присутствовали CaO, MgO, ZnO, и охлаждение происходило относительно быстро. При окрашивании заглушённой глазури в другие цвета желтизна не играет такой большой роли.
Для глушения требуется 6-10% оксида титана. В сильно-растворяющих глазурях требуется большее количество TiO2. При слишком большом количестве (часто больше 10% ) получаются матовые глазури. Улучшение глушения и матирования TiO2 можно достичь, если в глазури имеются ZnO, SnO2 , CaO, так как они способствуют рекристаллизации TiO2 .
Глазури, заглушённые TiO2, часто имеют неравномерную поверхность, иногда с хлопьями, облачками. Это становится ещё более заметным при окрашивании цветными оксидами, и может использоваться в декоративных и художественных целях.
TiO2 является прекрасным кристаллизатором и с успехом используется в кристаллических глазурях.
Оксид титана влияет на глазурь следующим образом:
Практическая часть
После этого большого списка наверное у вас голова закружилась, что же нужно теперь, а что нет, поэтому хочу всё это дополнить небольшим списком,какие компоненты лучше всего запасти на первое время, чтобы начать экспериментировать.
Это конечно очень зависит от того, для какой температуры вы хотите делать глазури, так как глазури на 1200°C очень отличаются от глазурей на 980°-1050° C, как мы увидим в следующей главе. Предлагаю пока рассмотреть низкотемпературные и среднетемпературные глазури.
Список нужных компонентов для глазурей на 980°-1100° C для начала.
Кварцевая мука - 1кг
22-60р за кг
Каолин - 1кг
20-50р за кг. При покупки нужно уточнять, какие примеси присутсвуют. Железо > 1-2% может красить. В СПб: Ленреактив или НеваРеактив
Бура - 1кг
~100р за кг. Лучше брать отечественную десятиводную буру по ГОСТ 8429-77 В турецкой 10-15% железа. В СПб: Ленреактив или НеваРеактив
Мел - 0.5кг
~10-30 р. за кг. Например Мел МТД-1 или МТД-2, ТУ21-020350-06-92, в строительном магазине.
ZnO - 0.5кг
~120р. за 0.5кг. Окись цинка, "ч". В СПб: Ленреактив
TiO2 - 0.5кг
~110р. за 0.5кг. В СПб: Ленреактив или НеваРеактив
Дополнительно можно ещё купить доломит, но не обязательно.
Второстепенно ещё несколько полезных компонентов: Li2CO3, SrO, полевой шпат, тальк, циркон.
Инвентарь
Раз уж дело на это пошло, то ещё вот список инвентаря, который нужен для начала:
- Респиратор
- Глазурное сито (мелкое), не больше 20см в диаметре (большое сито неудобно для маленького количества).
- Подходящее ведёрко под сито.
- Весы. Точность хотя бы ±1г. У меня пока такие, просто кухонные, электронные. Хотя конечно несколько неудобно, если нужно взвесить 0.5г цветного оксида. Тогда я просто на глаз беру половину…
- Ведёрочки с прочными крышками на 500мл для своих пробных глазурей. (Пробную глазурь лучше делать не меньше 100г сухого веса). Мне очень нравятся пластиковые контейнеры для мёда, они удобные и плотно закрываются. Продаются в магазинах «Упаковка», я покупала в начале 2014г. за 8р/шт.
- Ложка или щётка для помощи в просеивании компонентов с комочками.
- Заранее сделать пробнички и обжечь их на утиле. Это могут быть квадратики, чашечки, стаканчики, можно с рельефом. Или такой формы: (чтобы видеть, как глазурь стекает). Подписывать пробники (без этого никак) удобно контрастной глиной или ангобом.
Рецепты глазурей
Здесь приведены два рецепта из моей коллекции опробованных рецептов, которые я брала из разных книжек и модифицировала под доступные у нас компоненты. Они могут быть не идеальными, но теперь у вас есть возможность их улучшить.
629 Белая глянцевая на 1050° С
Глянцевая глазурь с неравномерным глушением. Достаточно потёчная, при добавлении цветных оксидов-флюсов (кобальт, медь, марганец) она может потечь.
- Бура 30
- Кварцевая мука 39
- Каолин 20
- Мел 10
- ZnO 1
Вот так глазурь выглядит на изделии. Снизу - 629, между коричневыми полосочками(оксид железа) - та же 629, но с добавлением 1-2% кобальта.
250 Глиняная глазурь на 980° С
Светло-коричневая глазурь, матовая, глухая, с глянцевыми островками и крапинками. Если жечь на более высокую температуру (1050°С), то мне кажется, она теряет своё очарование, становится просто бежевой глянцевой.
- Бура 40
- Кварцевая мука 18
- Глина кембрийская 40
Крапинки получаются из-за примесей в само-накопанной глине. Какой эта глазурь будет, если добавить просто покупную красную глину, предстоит вам выяснить на личном опыте. =)
Как сделать глазурь по рецепту
Я уже писала об этом в конце второй главы, но здесь ещё раз кратко:
- Подготовить весь инвентарь и пробники
- Надеть респиратор
- Взвесить один компонент за другим и просеять их - каждый отдельно, в ведёрко. Если все компоненты тонкомолотые и без комочков, то можно не просеивать.
- Подписать контейнер для глазури: Что за глазурь (номер), дата, особенности.
- Смесь компонентов в подписанном контейнере смешать с водой, воды добавить несколько меньше, чем нужно. Глазурь довести до нужной консистенции прямо перед использованием.
Готово, можно красить пробники, обжигать и смотреть, что получилось.
Напишите в коментариях, попробовали ли вы уже сделать какую-нибудь из предложенных глазурей? Как вы нашли нужные компоненты? Был ли у вас под рукой весь нужный инвентарь? Какие вы сделали пробники?
Также буду рада вашим вопросам к комментариях!
Удачи Вам!