Обман или хитрость

Jun 14, 2012 09:35


Хитрость имеет отношение к гибкости, динамичности, а обман - слово какое-то лобовое, рубленое, обман - это как-то в лоб, два закрытых слога: об-ман. Обман - обмен, подменили что-то. Обман - это как воровство, так меня еще папа в детстве закодировал.
      Животные не умеют обманывать, они хитрят, конечно, не так изощренно, как люди. Кошки могут хитрить. А вот муха, которая похожа на осу, ее птица не клюнет, заяц следы путает. Хамелеон. Да, еще каракатица выпускает чернила. Я ассоциирую это с хитростью, с приспособлением. В ресторане «Ностальжи» мне принесли хлеб странного цвета, весь черно-фиолетовый, оказалось, он был пропитан чернилами каракатицы. Вот такая хитрость!
     Спроси, сколько мне лет, и я скажу - 35, это обман. И 53 - тоже обман. Если я скажу, что ну, я еще молодой - это хитрость.
Мы, люди считаем, что львы и крокодилы не хитрят, хитрят более мелкие животные. И правильно делают. Молодцы!
Поговорим о людях. Мы обманываем, когда боимся говорить правду. Обманывают тех, кого боятся. Когда дети боятся родителей, тогда они начинают врать. 
Папу я не обманывал, а мой старший брат - да. Потому, что отец его сурово наказывал. А меня с Игорем, моим братом двойняшкой, - уже нет. Поэтому, когда у меня появились свои дети, я выстраивал с ними отношения, в которых нет причин врать.
Обман - это крик о помощи, это сигнал. Я не думаю, что ребенок рождается с идеей обмана, это лишь форма выживания. Если я знаю, что меня накажут, что будут санкции какие-то, я буду обманывать.


Если ребенок соврал - родитель должен понять почему: «Почему ты мне соврал?» «Потому, что иначе ты меня накажешь». «Как?» «Не дашь то, что я хотел. Или оскорбишь или ударишь…» 
Если я заметил, что ребенок врет. Моя реакция? Интерес. У меня был такой случай, сын Авраам тогда был в детском саду. Я заметил что-то странное в его поведении, и  спросил его, все ли в порядке. Он ответил, что все в порядке, но сказал так, что мне стало ясно - что-то не так. Я разговорил сына, и оказалось, что его обижают товарищи по группе, он мне говорить не хотел, боялся, что я бурно отреагирую. Я пошел в детский сад выяснять. Воспитательница сказала: «У нас в детском саду ничего плохого быть не может». Я тут взбесился просто, поломал стол, он полетел в потолок, разбил лампу: «Вызывайте полицию, и пусть меня арестуют. Если говорят, что «здесь ничего плохого не может быть» - то это значит, что все преступления будут скрыты в этом детском саду». Все дети сбежались, шум, гам. После этого она стала внимательно меня слушать. Вот над парнем издеваются, и случайно оказалось, что это мой сын, а что, если бы кто и другой был, то обязательно скрывать? И он хотел скрыть тоже…
Я в детстве бежал к маме ябедничать, а к папе - нет, потому, что он всегда был на стороне воспитательниц: «Правильно делают!». 
У меня был разговор недавно со своими тремя детьми. Я спросил - как вы реагировали на то, что я вас защищал? Авраам, старший, сказал, что он знал, что папа всегда может его защитить, но обращаться за помощью боялся, потому что я всегда слишком агрессивно защищал. Слишком горячо. Сарай говорила, что она всегда представляла мой образ, и легко справлялась сама. А младшая сказала, что если пустяк, то я сама справлялась, потому, что ты папа из пушки по воробьям готов стрелять. А если что-то серьезное - там, где нужны пушки и танки, то я к тебе обращусь.
В любом случае обман, хитрость - связаны с фантазией. Ребенку нужно уйти в нереальный мир, чтобы не соприкоснуться с реальностью, которая грозит непереносимыми чувствами. Пропустить через себя эти эмоции - сильный стресс, все равно, что через провод, рассчитанный на 1 ампер пропустить ток силою в 100. Люди, и взрослые тоже, боятся пропускать через себя эмоции, избегают этого, хоть в этом и есть большая польза.
На старшего брата Мишку отец наезжал, и приклеил к нему ярлык Мишка-обманщик. И Мишка врал. А я и Игорь, я не помню, чтобы мы врали родителям. Оно, может и было, пару раз всего.
Если ребенок врет, это одно дело, но что значит, когда врет родитель? Дети тут же это чувствуют, они прекрасно считывают невербальные, мимические знаки. И действительно, почему родители врут своим детям и каковы последствия такого обмана? 
Думаю, когда родители врут, они чего-то боятся. Наверное, у них есть убеждение, что правда может ранить или навредить детям. Еще, часто родители обманом покрывают тот нереальный имидж, который они культивируют и создают. А правда может разоблачить фантом. 
Об этом можно говорить без конца. Вопрос, как это влияет на на ребенка. 
Можно с уверенностью утверждать, что ребенок получает программу обмана. Обман родителя - пример для ребенка того, как выживать. И нет никаких сомнений, что ребенок прибегнет к этому методу.  
Ребенок распознает некогерентные сигналы. И может с удовольствием слушать вранье какого-нибудь клоуна, раскрыв рот, и радоваться, и даже - верить клоуну. Чем больше мы окультуриваемся, социализуемся, тем больше мы теряем эту способность распознавать сигналы, идущие к нам сразу по нескольким каналам, и очень просто объяснить это. Если мы все понимаем, и все распознаем - мы становимся незащищенными и уязвимыми. Культурный слой выступает как защита и в то же время блокирует детскую способность распознавать ложь.
У меня на тренинге был случай, когда я предложил группе исследовать какой-то феномен. Вышла участница и начала представлять свою концепцию, и спросила,  согласен ли я с ней. Меня возмутила ее речь, и я предложил ей «пойти в жопу». Она обиделась, конечно. Группа прекрасно выявляет, правду говорит человек, или выдумывает. Это как коллективный «ребенок» - его не обманешь. Неосознанное групповое чувство. Самого себя легче обмануть, если нет свидетелей. Вот можно себе сказать, что с завтрашнего дня начнешь худеть. Попробуй сказать это перед группой - она ответит, будешь худеть на самом деле, или прикидываешься. Один парень на тренинге сбросил вес. Он вышел и заявил, что начинает восстанавливать свой подлинный образ, возвращается к себе. Будет гармонично питаться, и так далее. Я ему предложил сделать контракт, что если  он каждую неделю не будет сбрасывать хотя бы по 3 кг, то заплатит по 1000 долларов нескольким участникам. Он выбрал 5 человек. В это трудно было не поверить, а эти пятеро тайно надеялись, что он врет. И у него действительно получилось. Он потерял 22 кг. Группу не обманешь.


обман, дети, семейная психология

Previous post Next post
Up