(no subject)

May 11, 2009 06:01

Итак, как обещала, пишу пост про способ коспектирования для моей новой френдессы:) Возможно, он пригодится кому-то еще - буду только рада!:)

Не могу отсканировать тетрадку, поэтому изобразила схематически первую лекцию (пойнт, ыыы).
Выглядит все примерно так:


Сорри за КОрпаты, исправлять рисунок уже лень:)
Теперь, как это происходило на лекциях нашего историка (Виталий Валерьевич, если вы это когда-нибудь прочтете - спасибо Вам огромное и сорри, если искажаю метод:)). Сначала преподаватель обозначал тему урока - мы записывали тему (В данном случае - "вост. славяне в таких-то веках").
Затем он говорил, на какие блоки будет делиться лекция. На примере истории и скажу: например, обсуждаем царствование Тетечки. Значит, блоки м.б. такие: юность Тетечки (как она "дошла до жизни такой" - стала царицей). Затем блок - внешняя политика во время ее правления. Блок - внутрення политика. Ну и по ходу м.б. что-то еще - ну там, какие были фавориты у Тетечки, если это важно;))).

Т.е., на практике: изучаем творчество какого-то писателя. Пока читаем инфу - мысленно разбиваем ее на блоки (нелишне, вообще, заранее пробежаться по тексту и сразу эти блоки мысленно наметить. Тогда пока читаем далее весь текст целиком - уже мысленно закидываем, что в какой блок пойдет - т.е., уже начинается запоминание. Кстати ,такое сразу разбивание текста на значимые блоки - это один из приемов скорочтения, коим не владею, знаю просто. И слова основные там тоже по ходу чтения так же выделяются, как в этом методе конспектирования. Т.е., составляя так конспекты, практикуем скорочтение, ыыы:).

Так вот, писатель. Например, будет большой блок - творческие периоды. Внутри этого большого - подблоки, каждый из которых посвящен этим периодам: например, в юности - романтизм (и стихи как форма изложения), зрелость - реализм (романы), старость - эмн... автобиографические эссе%)). Т.е., аналог трем маленьким блокам на картинке. Годы тоже указываем, если это нужно (при изучении писателей обычно нужно:).

Если писатель был активным участником политики и нам надо это отразить - делаем отдельный блок по политической деятельности.

Если на него огромное влияние оказали многие совершенные им путешествия - тоже делаем отдельный блок, в котором это потом распишем.
Ну и т.д.

Т.е., по писателю можем выделить - а) творческие периоды; б) политическая деятельность; в) вклад писателя в литературу, как его труды повлияли на... .
Первый блок будет, скорее всего, самым большим, если писатель попался плодовитый%), а последний - самым маленьким. Ну, скорее всего:).

Усе это мы в голове делали, либо на бумажке черновик накидали. Потом заполним нужной инфой (про это дальше).
Схематически по писателю получается примерно так:


Думаю, принцип ясен).

Теперь, как происходило у нас на лекциях и как я конспектирую сама.

Первое, что нам сказал В.В.: ничего не записывайте, пока я не скажу:) Мы, привыкшие делать наоборот, строчить под диктовку, едва удерживались%)

И В.В. начал рассказывать. Итак, краткий экскурс в историю;)

В.В.: "Пришли к нам из-за Корпат всякие разные племена." (Ясное дело, нам рассказыали чуть подробнее;)

После этого В.В. говорит - давайте нарисуем Карпаты. Рисуем Карпаты:). Он еще раз повторяет - "Карпаты - это горы, из-за которых к нам пришли племена".

"Племен было много, и внутри этих племен было разделение на рОды."

Пишем слово "племена", рисуем разделение на роды. То, что слово роды разбито на буковки, каждая буковка в кружочек и к ней от "племен" стрелочка (у меня не стрелочка, палочка) - это доп. ацент на то, что было разделение на роды и что их было как минимум несколько.

Дальше В.В. рассказывает, что вот "были такие племена - авары, и были хазары - эти пришли из Византии". Это важно, поэтому от хазар к Византии ставим срелочку.

Написали, блок закончен, и подытоживаем, глядя на рисунок: расселение началось с того, что из-за Карпат к нам пришли всякие рвзные пемена, которые делились на роды, срели них были, например, авары и многие другие, а в частности - хазары, которые пришли из Византии.

Материал в голове осел, и идем дальше:).

Подблок "Племена" - поляне, дреговичи, древляне - это наиболее многочисленные на тот момент, наиболее распространеные (хм, я не уверена, что тут правильно употреблять слово "распространенные"... ну ладно) племена. Пишем их.

Чтобы показать, что всяких других более мелких племен было тоже много, рисуем палочку, а на ней кругляшочки - т.е. эти мелкие "многие" племена.

Дальше В.В. рассказывает, чем тогда народ занимался:
"земледелие, скотоводство, жили они общинами, занимались промыслами - охота, рыболовство, собирали мед диких пчел.
Земледелие было подсечным на Севере и переложным на Юге."
(Пишем после того, как прочитали и осознали: земледелие, подсечное (Север), переложное (Юг, рожь). Ставим соотв. стрелочки, если они нужны нам.)
Пишем: община.
Пишем: скотоводство.
(Там я на рисунке забыла добавить еще слово промыслы и в скобочках от руки подписано - охота, рыбол-во, мед диких пчел. Это типа то, что я не уверена, что запомню, и потому подписала.)

Глядя на рисунок, повторяем опять весь законченный блок, что мы только что узнали: т.е., опять, что наиболее численными были племена полян и..., но других более мелких было тоже много, и жили они так-то, и занимались тем-то.

Ну и 3-й блок, я думаю, ясен. "Путь из варяг в греки - от Балтийского моря к Черному, по рекам через города (кругляки на реке-волнистой линии - это города:).
Волоки (не помню уже, подсмотрела определение в Яндексе:)) - места наибольшего скопления двух судоходных рек, где переволакивались (перетаскивались) по суше суда и грузы с одной реки на другую. Способствовали развитию городов (ибо торговля и т.д.)".

Рисуем Балт. море, рисуем Черное, между ними - речка, пишем слово волоки (мысленно проговариваем, что это такое и что благодаря им развивались города возле рек), рисуем кругляшки - эти самые города.

"Новгород - главный город, где сидел-правил князь, у князя была дружина, с которой они все свои дела решали на общих собраниях - собрание называлось вече; ездил князь с дружиной собирать полюдье; 1 дым - точно не сформулирую, тема типа того, что собирали полюдье с одного дыма - т.е., с дома".

И по ходу рассказа пишем: Новогород, князь; (ниче не пишем, слушаем про дружину и вече); дружина, вече;(опятьне пишем, слушаем/читаем про полюдье); пишем полюдье, 1 дым. Для наглядности и чтобы не забыть, рисуем дом, у которого из трубы идет дым. Повторяем блок "Путь из варяг в греки" целиком.

Мы активно использовали знаки: например, у меня на рисунке с примером писателя нарисованы свитки. Свитком может быть любой документ: сборник стихов, манифест, указ. Что-то потолще - используем знак книги;)

Чем больше таких прикольных, понятных тебе лично знаков - тем лучше запоминается, т.к. работают личные ассоциации.

Еще у нас принят был знак вопроса=причина.
Вот так, например:


Т.е., подблок "Причины" - что 1руб. стал равен 27 коп., 25% заводов было уничтожено, в министерствах народ менялся (чехарда), и кто такой Распутин был.

Ах да, еще ВАЖНО: блок закрывается не в квадрат, а пишется тема и от начала и конца ее замыкается прямоугольник (Т.е. тема не за пределами блока/подблока, а составляет одну из сторон прямоугольника. Это нагляднее - не отвлекает сознание на то, чтобы определить, куда именно относится строчка темы).

Что еще... Активно использ. стрелочки, даже от одного подблока к другому, если что-то важное, всякие знаки. такие, например


Вообще, этот способ в универе лично мне больше подходит не как конспектирование на лекции, а как способ удобного повторения и подготовки к экзам и зачетам. Удобен тем, что, во-первых, очень нагляден (таблица самого важного перед глазами). Во-вторых, способствует повторению материала - неоднократному, но без лишней писанины. Что в сочетании с нанглядностью вообще супер:). В-третьих, его можно потом использовать как шпору). Но лучше сразу делать в настрое на "запомнить", т.е. проговаривать каждое понятие/пункт до записи, во время записи и в конце, когда блок закончен. И еще раз - когда все блоки по теме закончены, проговорить все их по порядку.

Обычно (особ. в истории, литературе) нужен заключительный блок - значение, роль и т.д. предмета/события, о кот-м составляешь.
Т.е. план получается примеееерно такой: откуда N взялось, как появилось; всякие характеристики N; значение N.

В приниципе, все:). Вопросы?)

красивые люди, вопросы для ума, благодарность Миру:), работа для ума, способ конспектирования, мастера своего дела, всякое-разное, журфак, учебное

Previous post Next post
Up