Почему Евразия стремится объединиться, а ЕС - распасться

Dec 03, 2013 02:51





Михаил Хазин
Колумнист

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
30 ноября 2013Почему Евразия стремится объединиться, а ЕС - распасться

В моих текстах неоднократно встречаются рассуждения о том, что Евросоюз ждут тяжёлые времена, вплоть до его распада (в нынешней конфигурации), при этом я регулярно пишу о потенциальных возможностях развития Таможенного союза. Это наводит некоторых читателей на вопрос: почему экономические законы воздействуют неодинаково на ЕС и ТС? Или, быть может, я где-то передёргиваю и делаю выводы не из строгой экономической логики, а повинуясь личным симпатиям и антипатиям?

На самом деле фокус тут не в экономических законах, которые, конечно, действуют на всех одинаково, а в том, что у ТС и ЕС принципиально различные начальные условия. В частности, ЕС создавался в весьма и весьма специфической конфигурации, при которой к странам с так называемой «северной» экономической моделью, для которой характерен экспорт товаров с высокой долей добавленной стоимости («высокотехнологических»), стали присоединяться страны с «южной» экономической моделью.

Последняя характеризуется высокой долей экспорта продовольствия и туризма в экономике, причём доля занятых в этих отраслях довольно высока. Поскольку и та, и другая очень чувствительны к кризисам, государство использует для их поддержки постоянную девальвацию валюты, чем замещает высокую долю бюджетных социальных расходов для стран с «северной моделью». После вступления в ЕС и, особенно, в зону евро, в них начали нарастать
[Spoiler (click to open)]

социальные и бюджетные проблемы, которые компенсировались возрастающей долговой нагрузкой и помощью Евросоюза.

Именно эта помощь и позволяет поддерживать более или менее нормальную систему отношений внутри ЕС. По мере нарастания долговых проблем и развития кризиса роль этой помощи ещё более выросла, причём роль Брюсселя, который её перераспределяет (далеко не всегда эффективно), в части определения правил ведения экономической деятельности выросла многократно. Нужно ещё учесть, что, поскольку местная промышленность в странах с «южной» моделью экономики не может конкурировать с продукцией стран с «северной» моделью, а система поддержки, основанная на девальвации национальных валют, умерла, - то произошла деградация национальных экономик. И сегодня они уже просто не могут себе позволить выйти из ЕС (или зоны евро) по своей инициативе, поскольку это приведёт к экономической катастрофе.

Затем к этой достаточно искусственной конструкции добавились страны Восточной Европы, в которых деградацию структуры экономики провели искусственно, для того, чтобы оторвать их от СССР/России. Эти страны тоже прочно сидят на дотационной «игле», для них прекращение помощи Брюсселя тоже станет экономической и социально-политической катастрофой. В то же время количество стран-доноров в ЕС по мере развития кризиса неуклонно сокращается. Как следствие, они постепенно начинают роптать, поскольку всё более растущая нагрузка накладывается на всё меньшее количество стран.


Европейские националисты на подъёме: ЕС развалится, как СССР


При этом при единой экономической политике политическая жизнь проходит в отдельных странах - членах ЕС. И категорическое нежелание граждан голосовать за продолжение текущей экономической политики постепенно становится важным фактором в большинстве стран союза. Грубо говоря, безработные граждане не готовы поддерживать политиков, которые в Брюсселе голосуют за свободу передвижения рабочей силы, в рамках которой представители бедных стран ЕС вытесняют с работы коренное население. Есть основания считать, что в ближайшие 2-3 года голоса этой категории граждан резко усилятся - после чего брюссельским политикам придётся нелегко.

Последние пытаются резко сократить национальный политический суверенитет, однако есть серьёзные основания считать, что этот фокус не пройдёт. Скорее всего, слишком поздно: времени на такие реформы уже нет, да и не очень понятно, как их проводить внутри отдельных стран. Нет уже и достаточного количества денег для поддержания отдельных стран, в которых серьёзные экономические проблемы, - и по мере развития кризиса вся политика Брюсселя пойдёт насмарку. И главной причиной этого явления является не экономика, а бюрократический свод правил и законов, принятый за последние пару десятилетий в рамках предположения, что экономическая ситуация для ЕС принципиально меняться не будет.

Иными словами, беда ЕС не столько в том, что там будет падать жизненный уровень населения, сколько в том, что в этом случае нужно заново переписать весь свод евросоюзовского законодательства, что сделать совершенно невозможно. Поскольку разрешить все внутренние споры и склоки, которые удавалось компенсировать за двадцать лет постепенно и по очереди в условиях избытка денег, - за короткий срок и без денег невозможно.

Теоретически нужно бы сделать так: отменить всё законодательство ЕС (Вообще всё! Поскольку непонятно, кто и как его будет финансировать), разойтись по «национальным квартирам», а потом собраться и начать его писать заново - исходя из новых условий. Практически это, понятно, невозможно, но и заниматься латанием дыр тоже не получится. Поскольку любая попытка изменить одно правило (сохранив другие) будет приводить к необходимости его повторного изменения по мере того, как будут меняться те, на которые оно опирается. Грубо говоря, отцы-основатели ЕС не учли масштабов кризиса, они искренне были убеждены, что с проблемами такого масштаба регион больше не столкнётся.

Самое смешное, что страны - потенциальные участники Таможенного Союза через такую процедуру прошли. Это распад Мировой системы социализма и СССР. С точки зрения теории «неокономики» это естественно - нынешний кризис является последним для капитализма кризисом падения эффективности капитала, а СССР стал жертвой предпоследнего аналогичного кризиса. И если исходить из подобной аналогии, то ЕС находится примерно на стадии СССР 1988-89 годов - со всеми вытекающими из этого следствиями.

Иными словами, вопрос о том, как действуют экономические законы, решается однозначно - одинаково на всех. Но сложные образования - такие как страны или их региональные объединения - ведут себя не только в соответствии с чисто внешними факторами, но ещё и подчиняясь естественным законам развития. И в этом смысле ЕС просто находится на другой стадии, в некотором смысле он отстаёт на четверть века от СССР - так что не исключено, что ещё через 20 лет в Европе будет крупное наднациональное образование Таможенный союз и большой набор отдельных государств в Западной Европе, которые будут обдумывать новые принципы своего объединения.

Тэги:Экономика/Экономическая политика/Евразия/РФ/МИРОВОЙ КРИЗИС/Таможенный Союз/Европа



Previous post Next post
Up