Не в тему, но о важном. Океанология - наука дорогая, но очень нужная. А поскольку ненужных наук не бывает, предлагаю законодательно разрешить любой науке получать дивиденды от своих открытий. Это сделает более привлекательными интеллектуальные инвестиции для их капитализации, поможет заинтересовать талантливых ученых и отсеять посредственных бездельников. Теперь в тему. Когда Арктику ограничивают полярным кругом, у мировых политиков разыгрываются аппетиты. Ибо в геополитике до сих пор нет общепонятного определения «Арктика». Я и сам полагаю, что это район вокруг точки, которую окружает Юг. Но пограничникам это определение доставляет некоторые неудобства. Поэтому недавно отряд военных кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным крейсером "Петр Великий", зашел на Новосибирские острова. Там началась реконструкция аэродрома "Темп", и воссоздание военной базы советских времен. А В. Путин на рабочем совещании с министром обороны С. Шойгу заявил, что такие меры помогут эффективно контролировать эту часть российской Арктики. Контролировать так, чтобы остальные государства-претенденты не фантазировали об Арктике, как о куске пирога.
Теперь, уважаемый читатель, подумаем вместе, чтобы в будущем не винить правительство - как будем делить Арктику. Конвенциально или секторально? Сразу скажу, что за секторальное деление многие политики и юристы. Причем не только отечественные. Варианты разные.[Spoiler (click to open)]
Нам же, не стоит забывать, что лучший вариант не тот, что кажется выгодным, а тот, который им станет.
Начнем с науки, ибо ее исследования всегда ведут в сферу геополитики. Поэтому результаты прошлогодней экспедиции российской атомной глубоководной станции первого ранга АС-12 ( код НАТО - NORSUB-5), как впрочем и последних наших арктических экспедиций, послужат в следующем году основой заявки в ООН на расширение арктической зоны в российском секторе вплоть до Северного полюса. Ранее Россия уже подавала подобную заявку, однако комиссия ООН по морскому праву ее отклонила, сославшись на недостаточность геологических исследований. Материал же последних арктических геологоразведочных экспедиций, доказывает, что хребет Ломоносова и хребет Менделеева, являются продолжением континентального шельфа России и частью Евразийской литосферной плиты. А это, согласно действующей Морской конвенции ООН 1982 года, оставляет за Россией 1,2 млн кв. км континентального шельфа.
В тему скажу, что Морская конвенция ООН - неплохо разработанный свод международно-правовых норм, который обеспечил мирный раздел шельфа всех прибрежных государств. При этом четверть всего континентального шельфа отошла России. Для справки: администрация Б. Обамы делает усилия для ускоренной ратификации Сенатом США этой Конвенции. Ратификация позволит США согласовывать политику с арктическими государствами в правовом поле, и даст возможность добычи минеральных ресурсов за пределами своей 200-мильной зоны. Напомню, что в Конгрессе США присутствует и мощная оппозиция присоединению к вышеупомянутой Конвенции, поскольку это ведет к финансовым потерям для некоторых американских компаний, уже занятых разработкой различных ресурсов на шельфах других государств. Против и многие республиканцы-консерваторы.
По сути же, у каждого свои приоритеты. Вот нерусские политики радеют за международный статус Севморпути, проходящего вдоль арктического побережья России. Так, с т.з. милитаристов, Россия не только лишится значительных доходов от желающих пользоваться кратчайшим маршрутом между Азией и Европой, но и выкажет военно-стратегическую уязвимость с северного направления. Американцы в последние годы активно участвуют в арктических учениях НАТО. Россия также стала уделять больше внимания развитию арктической зоны. В частности, на Новой Земле в Северном Ледовитом океане планируется разместить группу сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-31, которые войдут в состав российской системы противоракетной обороны. Кроме того, на новоземельском ядерном полигоне возобновились подкритические ядерные испытания. Наконец, Россия намерена создать вдоль Северного морского пути несколько военных объектов для базирования кораблей ВМФ и Пограничной службы. Такое усиление военного присутствия- вынужденная часть российской политики. А как иначе, если, напр, недальновидная старший вице-президент американской аналитической организации "Center for Naval Analyses" - Шерри Гудман, как-то сказала, что "США должны отстаивать активное присутствие в Арктике, чтобы защитить свои интересы в регионе", и выразила уверенность в том, что "это - вопрос национальной и внутренней безопасности". Какие потенциальные угрозы безопасности США ее беспокоят, г-жа Гудман не уточнила. А вот сенатор Лиза Мурковски считает, что “пришло время для строительства глубоководного порта на северном побережье Аляски. И это правильно. Неправильно, что некоторые особи постигают мироздание не через силу IQ, а через силу, как векторную физическую величину, не понимая, что она и является причиной напряжений и деформаций их полушарий. Судите сами. Когда наши исследователи установили титановый российский флаг на морском дне Северного полюса, зам.представителя Госдепартамента США Том Кейси отреагировал: «Не знаю, что они оставили на дне океана - металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет». А министр канадской нац.обороны Питер Маккей заявил: «Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: „Мы претендуем на эту территорию“. В ответ, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим» .. впрочем, это отдельная тема. Хотя бы потому, что сегодняшние финансовые проблемы США влияют не только на экономику, но и на психику аборигенов.
А к вышесказанному добавлю, что полноценным, присутствие России в Арктике, сделает только исследовательский флот. Ибо следует помнить, что океан формирует климат и рельеф планеты. Океан кормит человечество. Океан самый экономичный транспортный путь. И нужно понимать, что нельзя насиловать океан в промышленных целях. Это понимает и Арктика, которая даже тает со стороны России. Значит, роль России, не только защищать свои интересы в регионе, но и лечить международную нефтегазовую лихорадку. Теперь о том, как это делать.
Между Россией и США имеется неплохой потенциал арктического сотрудничества. Основой тому Илулиссатская декларация. Вот и президент США, со своим госсекретарем, говорят о сотрудничестве с Россией в Арктике. Понятно, что скорее всего о том, где Америке не обойтись без российского участия. Значит, несмотря на признаки военной активности в регионе, фактором стабильности останется взаимный экономический интерес. Ибо вероятность арктических военных конфликтов весьма невысока, а милитаризации Арктики - больше фантазия, чем теория по причинам природно-климатического характера. Следовательно, экономическое сотрудничество эффективней милитаризации. Это истина. Это и российская позиция. Так оставшиеся разногласия в определении границ будут решаться в правовом поле. Да и сами законодательные особенности приарктических государств, внушают мысли о международной кооперации, в целях эффективного и безопасного освоения Арктики. Очевидно, также, что только при мирной стратегии, каждое приарктическое государство, как транспортное, сможет получать значительный источник доходов. Это я к тому, что Россия с ее территориальными, природными и геополитическими ресурсами и экономической моделью освоения, может оставаться лидером такой политики.
.. хочу заметить, что это обзорная статья и содержит лишь фрагменты российского арктического проекта. Написал ее, с целью напомнить скептикам, что природные особенности арктического региона, как и политика России, предполагают мирную стратегию. Ну, а пока политики в стадии осознания этого - взаимоотношения России с НАТО немного влияют на арктический климат. Чуть-чуть влияют, но это нормально. Ибо ни одна цивилизация не может существовать без другой.