Изгои общества, знакомые советским людям по роману «Отверженные», теперь живут рядом с нами, на наших улицах, в наших дворах. И участь этих людей ничуть не лучше, чем у героев Виктора Гюго. По данным петербургского отдела записи актов гражданского состояния, с 1 ноября 2011 года по 31 марта 2012 года в Санкт-Петербурге зарегистрирована смерть 1002 бездомных. А с ноября 2012-го по март 2013 года в Петербурге умерло ещё на 40 человек больше - 1042 тех, кого теперь именуют лицами без определённого места жительства. По оценкам специалистов, большинство умерли от пневмонии и обморожения. Ещё сотни людей стали инвалидами в результате ампутаций. Среднегодовая температура в Петербурге +5°С, средняя температура зимой -11°С. И новая зима, которая вот-вот вступит в свои права, принесёт с собой новые жертвы. [Spoiler (click to open)]
В Петербурге было проведено масштабное исследование проблемы бездомности. Оно показало, что почти две трети бездомных вынуждены постоянно ночевать в условиях, обрекающих людей на переохлаждение, невозможность соблюдения санитарных и гигиенических норм и, следовательно, заболеваемость и быструю потерю здоровья. Официально фиксируемые ежегодные случаи гибели от сезонных холодов сотен бездомных лишь в очень малой степени отражают реальное число замерзающих и погибающих от переохлаждения. Общество относится к этому с поразительным хладнокровием.
Одним из примет нового «демократического» периода нашей истории стало кардинальное изменение общественного сознания. В результате умелой пропаганды у многих граждан сформировано отношение к самому существованию бездомных как к явлению нормальному и само собой разумеющемуся. К ним относятся как к маргиналам, виноватым в своём плачевном положении. Именно с целью формирования такого отношения понятный и вызывающий сочувствие термин «бездомный» заменён аббревиатурой БОМЖ. Например, смерть бездомных от переохлаждения или голода в общественном сознании не является событием. Недоступность для бездомных существующих механизмов реализации прав и свобод воспринимается обществом и властью как обыденность, как привычная норма окружающей жизни. И, наоборот, как событие воспринимается факт осуществления бездомным своих прав, например участие в митинге или голосовании на выборах.
В ходе проведённого исследования были опрошены 463 бездомных и 428 обычных граждан. Объективное изучение этой страшной социальной язвы показывает, что только для 3% бездомных причиной их положения стал личный выбор. На самом деле застойный характер российской бездомности, выражающийся в стабильном числе бездомных при значительном среднем стаже бездомности (около 7 лет), свидетельствует о том, что в обществе действует ряд факторов системного характера, воспроизводящих бездомность.
Анализируя причины, ведущие человека к бездомности, нетрудно понять, что все они порождены изъянами государственной, правовой и социальной систем.
В Советском Союзе паспортная система и система регистрации по месту жительства, так называемая прописка, выполняли многие социальные функции, в том числе и профилактику бездомности.
Новая власть, «освободив» народ от прописки, а себя от социальной ответственности, сознательно запустила механизмы приватизации жилья и дальнейшей его продажи, не обеспечив эти процессы ни соответствующей законодательной базой, ни защитой от криминальных структур. Теперь в отличие от советского времени стало возможным выдворить человека из квартиры в никуда. Всё это создало благодатную почву для мошенничества при переоформлении квартир на новых собственников. Ни новые российские государственные структуры, ни общество не были готовы к этому, и миллионы людей, не защищённых законом, оказались в буквальном смысле на улице. Мошенничество при совершении сделок с недвижимостью (купля, продажа, обмен и т.д.) на втором месте (19%) среди причин потери жилья. 11% бездомных оказались таковыми вследствие принудительного выселения из своего дома. Эта бесчеловечная мера имеет место и по решению суда, и в административном порядке - в связи со смертью родственников-квартиросъёмщиков государственного жилья, в то время как будущий бездомный, не имевший прописки, находился в длительной отлучке: на службе в Вооружённых силах, на длительном лечении, в тюремном заключении и т.п. Выселения на улицу происходят также из ведомственного жилья в связи с прекращением трудовых отношений между гражданином и предприятием. Имели место и случаи, когда в ведомственном жилье (например, в военных гарнизонах) прекращалась подача тепла, воды, электричества, и люди вынужденно покидали такое жилое помещение. Не редкостью являлись случаи, когда представители администрации предприятия (учреждения, организации), в чьём распоряжении находилось общежитие, просто перекрывали доступ в него бывшим работникам и членам их семей, а затем составляли акт о том, что они там не проживают.
Общая численность бездомных в России определяется разными величинами, но в любом случае это - миллионы: около 4 миллионов человек - по данным МВД, от 4 до 5 миллионов человек (включая почти миллион беспризорных детей) - по неофициальным источникам. Причём эта цифра учитывает в основном бездомных так называемого придонного слоя (продолжительное время ведущих уличный образ жизни, приведший к изменениям личности и поведения, заметным для постороннего наблюдателя) и не учитывает скрытых бездомных - многомиллионную группу людей, ещё не утративших социальных связей, позволяющих им определённое время сохранять свой социальный статус. Однако явление бездомности в современной России имеет ещё одно не менее страшное проявление - это так называемая скрытая бездомность, которая характеризуется только отсутствием жилищной регистрации. В качестве примера можно привести достаточно типичную ситуацию утраты жилья одним из супругов после развода. Собственник жилья - бывший супруг в судебном порядке выселил другого бывшего супруга из квартиры. Он латентный бездомный: у него ещё есть работа, он может снимать и снимает жильё, но при неблагоприятном стечении обстоятельств (например, при сокращении на производстве, резком повышении арендной платы, просто при выходе на пенсию по возрасту) его бездомность может перейти в острую форму. Человек понимает, что он стоит на краю пропасти. Он уже успел почувствовать бесправие своего положения: ему отказали в ипотечном кредите на приобретение жилья только потому, что у него нет регистрации. Человек ещё полон сил и пытается искать выход, но ситуация угрожающая. Период скрытой бездомности может быть довольно длительным, его продолжительность зависит от личных особенностей человека, крепости его социальных и родственных связей и стечения обстоятельств, но, как показывают многочисленные интервью, взятые у бездомных в ходе исследований, рано или поздно многие из этих людей оказываются на улице.
Стаж бездомности является важным показателем для оценки тяжести проблемы. Во-первых, он позволяет судить о степени тяжести изменения личности, неизбежно порождаемого бездомным образом жизни, и о способности бездомного вернуться к нормальной жизни. Те, у кого стаж бездомности не превышает 6 месяцев, ещё сохраняют социальные навыки и связи из прежней жизни; социальная усталость и апатия не накоплены в запредельных количествах, в значительной степени сохранена социальная активность; люди пытаются выкарабкаться, готовы прилагать усилия; состояние здоровья, как правило, ещё не претерпело существенных изменений. С увеличением стажа бездомного существования возвращение к обычной «домашней» жизни становится труднее и требует больших ресурсов. К 3-5 годам стажа бездомного существования личностные изменения уже достаточно глубоки. Увы, среди опрошенных бездомных стаж бездомности до 1 года имеют всего около 4%. А 25% опрошенных бездомных имеют стаж бездомности свыше 10 лет.
А когда-то был рабочим
Бездомные - это в большинстве своём мужчины трудоспособного возраста, их около 80% и большинство из них имеют профессию. Причём преобладают среди них представители столь востребованных сейчас рабочих профессий - слесари, механики, строители, механизаторы, мотористы, сварщики, электрики и другие специалисты. Одним из последствий такого социального явления, как бездомность, является ежегодное сокращение численности трудоспособного населения, вовлечённого в производство. В большинстве случаев такая потеря оказывается безвозвратной в силу застойного характера бездомности. Таким образом, сотни тысяч людей (преимущественно мужчин) в трудоспособном возрасте потеряны для экономики России. Бездомный не может представить работодателю документы, предусмотренные статьёй 65 Трудового кодекса Российской Федерации: паспорт, свидетельство государственного пенсионного страхования, документ воинского учёта, так как нормативными актами предусмотрено получение этих документов по месту жительства. И как следствие, не может реализовать своё право на труд, по крайней мере, на законных основаниях. Бездомный может работать неофициально, но это влечёт за собой ущемление его прав в оплате труда и других трудовых прав, а следовательно, уменьшает его шансы на возвращение к нормальной жизни. Постоянная неофициальная работа, которую имеет почти каждый седьмой бездомный, по многочисленным свидетельствам, сопровождается различными нарушениями законодательства, в том числе изъятием паспорта при приёме на работу, нарушениями правил безопасности и гигиены труда, дискриминацией в вопросах оплаты.
Как в случае с пособием по безработице, наличие бездомных устраивает власть, так как, будучи исключёнными из социума, они не требуют затрат ни на какие социальные пособия. Законом предусмотрено, что государственные пенсии бездомным назначаются по месту их фактического проживания. Понятие «место фактического проживания» законодательством не определено. Отсутствие правового определения этого понятия создаёт широчайшее поле для нарушения права бездомных граждан на получение пенсий, установленных законом, так как позволяет чиновнику либо решать вопрос по своему усмотрению, либо, ссылаясь на отсутствие в законе соответствующего определения, не решать его вовсе.
Печально знаменитый 122-й закон, именуемый в народе законом о монетизации льгот, разделил всех льготников на две категории: федеральные и субъектные. Как правило, законы субъектов России предусматривают предоставление мер социальной защиты за счёт бюджетов соответствующих субъектов только гражданам, зарегистрированным по месту жительства в этих регионах.
Что касается медицинского обслуживания, то существующие в России правовые и экономические условия обеспечивают бездомным в лучшем случае право на экстренную медицинскую помощь, когда больной находится в критическом состоянии и его жизни угрожает опасность. Невозможность получения бездомными полиса Фонда обязательного медицинского страхования, выдаваемого по месту регистрации, делает для этих людей недоступными такие виды медицинской помощи, как амбулаторная и неотложная стоматологическая помощь.
В таких условиях право голоса на выборах вообще можно назвать роскошью. Но напомним всё же, что Конституция и законы России не содержат прямого запрета на участие бездомных граждан России в выборах, однако в избирательном законодательстве порядок реализации гражданами активного избирательного права привязан к наличию у них регистрации по месту жительства. Порядок реализации этого права бездомными гражданами не предусмотрен.
Права на судебную защиту бездомные также лишены. Статья 13 часть 1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации содержит требования к форме и содержанию искового заявления. В нём должно быть указано место жительства истца. Отсутствие такового и, соответственно, невозможность его указания в исковом заявлении являются основанием для оставления искового заявления без движения и для его возврата заявителю.
Вынужденный уличный образ жизни часто приводит к утере паспорта и других необходимых для социализации документов. Таких бездомных почти 40%. В этом случае большое значение имеет установление факта гражданства такого человека. В соответствии со статьёй 13 часть 1 Закона РФ от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» право на гражданство, а следовательно, и на паспорт имеют лица, постоянно проживавшие на территории России на день вступления закона в силу, то есть на 6 февраля 1992 года. Без установления этого факта получение или восстановление паспорта становится невозможным. В свою очередь заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подаётся по месту жительства заявителя, что для бездомных просто невозможно из-за отсутствия такового. В итоге образуется классический замкнутый круг: восстановить паспорт можно только через суд, а в суд можно обратиться только при наличии паспорта.
Показательно отношение к этой проблеме тех, кто призван создать максимально благоприятные условия для возвращения бездомных в общество и предотвращения их появления. Около 40% от числа опрошенных сотрудников межведомственных комиссий по профилактике бездомности в Санкт-Петербурге согласились с необходимостью принятия законов, наказывающих за бездомность и бродяжничество, и столько же считают целесообразным создание поселений за чертой города для принудительного водворения на жительство там бездомных. То есть чиновники, чья обязанность помогать своим согражданам найти выход из крайне бедственного положения, вместо формирования механизмов, которые позволили бы решить эту задачу, предлагают либо наказывать несчастных, либо заключать их в резервации. Главной проблемой остаётся само отношение властей к явлению бездомности. Власти предержащие не желают видеть за сломанными судьбами миллионов людей, гибнущих на улицах, социальное явление, порождённое отсутствием у большинства граждан доступа к жилью.
Вернуться к самому себе
Результаты опросов показывают: многие бездомные борются за возвращение к нормальной жизни. Причём почти каждый считает, что гарантией такой жизни может стать своя крыша над головой. 52,7% опрошенных сообщили о том, что пытались решать проблему жилья и регистрации по месту жительства, но эти попытки не принесли результата. 49,4% пытались реализовать своё право на восстановление или получение паспорта и обращались за его получением. У 56% из них на момент опроса дело ещё рассматривалось и результат был неизвестен, 41% уже получили отказы. Основываясь на этих цифрах, можно сказать, что большинство бездомных на определённом этапе проявляют активность и требуются только меры по их поддержке. Однако приходится констатировать, что государственных программ экстренной помощи бездомным не существует. Социальная работа с бездомными ограничивается в лучшем случае созданием ночлежек и санпропускников.
А ведь необходимо не только обеспечить бездомным доступ к медицинской помощи, возможность соблюдения правил личной гигиены, достаточное питание и ночлег, но и социально реабилитировать этих людей, восстановить или заново сформировать утраченную мотивацию к нормальной жизни и труду. Чтобы уменьшить масштабы проблемы, остро требуется увеличение ресурсов, направляемых на работу с бездомными, расширение сети соответствующих учреждений и служб, их доступность.
Что же касается реальной практики, то в Санкт-Петербурге в зимнее время года для экстренной помощи бездомным существует всего один пункт обогрева в виде палатки. Она устанавливается благотворительной организацией «Ночлежка», которая также запускает микроавтобус: он развозит и раздаёт бездомным горячие обеды. Выполнить все медико-санитарные требования Роспотребнадзора, по мнению сотрудников этих организаций, просто невозможно: в пункт обогрева бездомные зачастую приходят на одну ночёвку, и отправлять их делать требуемые прививки и флюорографию хлопотно. В сущности, их дальнейшая судьба не интересует даже благотворителей: поел, согрелся - и ладно. Есть и другие организации, но их крайне мало и масштабы их работы ещё более скромные. Сказывается отсутствие нормативов на оказание такого рода помощи.
Цель базовой помощи не ограничивается сохранением здоровья бездомных - важно дать им ощущение стабильности, в которой нуждается человек, живя на улице и постоянно находясь в экстремальной ситуации. Длительное существование в нечеловеческих условиях и многолетняя борьба за выживание формируют своеобразное привыкание, смирение с неизменным из года в год отчаянным социальным положением. Государственным службам, общественным организациям и волонтёрам, возмущённым таким положением обездоленных соотечественников, надо принять на себя серьёзнейшую миссию, чтобы переломить эту кажущуюся безнадёжной ситуацию, помочь попавшим в беду людям получить документы, рабочие места с проживанием в общежитиях, восстановить их социальные связи и тем самым вернуть к достойной жизни.