Оригинал взят у
keyboard09 в
Очередное свёртывание инициативы Дмитрия Медведева Понятно, что рано или поздно это правительство будет «отдано на заклание». Это произойдет, когда развитие событий поставит под вопрос существование или как минимум благополучие правящего класса. Тогда Путин окажется перед выбором. Либо осуществлять настоящий, а не имитационный модернизационный прорыв, либо поставить на грань краха всю политическую систему. Только в этом случае руководство страны начнет проявлять «чудеса изворотливости». Пока не появится ощущение грядущей катастрофы, инновационная апатия будет превалировать над инновационной активностью.
Анатолий Локоть
Как быть с Ломоносовыми?
Очередная инициатива Дмитрия Медведева, которую он озвучивал, будучи президентом России, сегодня «завёрнута». Да что ж такое!.. Промилле вернули, «Сколково» «руки выкручивают», стрелки часов и те хотят снова на зимний и летний варианты поставить, а ещё руки тянут к часовым поясам, техосмотру и даже «электронному правительству». Вот ведь незадача. А тут ещё режут буквально на корню проект «Глобальное образование», которое Дмитрий Анатольевич собирался продвигать в массы.
Речь идёт о проекте, который был в 2010 году предложен президентом. Стоит напомнить, что в такой должности в России находился именно Дмитрий Медведев. Проект «Глобальное образование» предполагал отправлять на обучение в лучшие зарубежные вузы лучших же российских студентов. На первом этапе планировалось в иностранные высшие школы направить до 3 тысяч студентов из России, которые смогли бы получить знания, подкреплённые документом об окончании магистратуры или аспирантуры по специальностям, сопряжённым с управлением и развитием современного бизнеса.
Осенью 2011 года такая инициатива, что называется, прошла в правительстве, главой которого на тот момент был Владимир Путин. Прошла - это значит, что её одобрили - раз, и денег на выполнение первого этапа в размере полутора миллиардов рублей выделили - два. Оставалось только найти тех самых студентов, которых нужно было в зарубежные университеты отправлять.
То ли плохо искали, то ли лучшие студенты так мастерски прятались от «поисковых» комиссий, но факт остаётся фактом: программа так запущена и не была. Выделенные деньги решили пустить на развитие русскоязычного образования за рубежом, а по поводу реализации проекта «Глобальное образование» сказали: дождёмся лучших времён. Эти лучшие времена, по мысли главных идеологов программы, наступили в июле сего года. Почему именно в июле - не совсем понятно, но именно в это время о программе снова активно заговорили и направили её в президентскую администрацию, чтобы там её одобрили и дали уже старт для начала реализации.
Оказалось, что администрация президента России не горит желанием одобрять проект «Глобального образования». В письме лицам, готовившим программу (а лица эти работают в Агентстве стратегических инициатив), заявили, что «Глобальное образование» нужно переработать, так как в документе не прописаны механизмы привлечения внебюджетного инвестирования, «не отражены функции и ответственность исполнителя программы», да и вообще нужны ли современной России очередные менеджеры, если у нас наблюдается явная нехватка инженеров и учёных, которые действительно инженеры и учёные, а не те, кто просто носит с собой в кармане такие «корочки»…
Получается, что Владимир Путин на сей раз не стал одобрять то, что одобрял осенью 2011 года. Смутило ли его то, что программа забуксовала тогда, или ввело в смущение что-то другое - не ясно, зато ясно, что если «Глобальное образование» и начнёт свою работу, то точно не завтра и даже не послезавтра.
Если говорить о самой идее обучения лучших российских студентов за рубежом за бюджетный счёт, то такая идея выглядит вполне рациональной. Ведь в России есть свой исторический опыт того, насколько эффективным может быть получение зарубежного образовательного опыта представителями талантливой российской молодёжи. И Михаил Ломоносов в этом смысле - один из примеров, коих на самом деле не много, а очень много.
Однако изначально в идее, высказанной Дмитрием Медведевым, было слабое место (кстати, заметно, что в любой идее Дмитрия Анатольевича слабое место непременно просматривается…), и место это - то, кто и как будет подбирать студентов для отправки на обучение за рубеж, причём за государственные деньги. Не получится ли так, что талантливыми российскими студентами, вошедшими в программу, окажутся дети министров, губернаторов, мэров и их советников. Конечно, ответственные за подготовку программы лица скажут, что всё это домыслы, что программа находилась полностью под неусыпным контролем, и никакие шельмецы в неё бы не проскочили. Но ведь «Глобальное образование» - это далеко не единственная программа, которая «неусыпно контролируется». Есть даже более масштабные проекты, в которых контроль объявлен многоступенчатым (стройка олимпийских объектов, например), но это вовсе не мешает определённым лицам использовать эти программы исключительно в личных целях (привет Билалову и Ко).
Одно дело - говорить, что программа написана для лучших российских студентов, и совсем другое дело - подобрать для её реализации именно таких студентов, а не тех, которые волею судьбы и распоряжением «папика» оказались в числе лучших из лучших. Обеспечит ли Агентство стратегических инициатив такую прозрачность? Хочется, конечно, верить, что всё у АСИ получится…
Кстати, представители этого Агентства сегодня откровенно недоумевают, почему же президент не стал им доверять. В частности, один из членов АСИ - Дмитрий Песков (не путать с пресс-секретарём Владимира Путина) - заявляет, что слова о том, что России сегодня нужны исключительно инженеры и учёные, он считает очень странными. По мнению Пескова из АСИ, если квалифицированный инженер попадёт в существующую систему менеджмента на предприятии, которая осталась ещё с советских времён, то эффективность его работы будет минимальна. А чтобы она была максимальна, как раз, мол, и нужно идею образования талантливой российской молодёжи за границей, продвигать, что АСИ и делает. В общем, всяк кулик своё болото хвалит…
Что ж - с одной стороны вроде бы Песков и прав - без качественной организации управления сегодня тоже никак. Но ведь здесь нужно не забывать, что у нас не только «суверенная демократия», но ещё и «суверенная» бизнес-система. Сможет ли молодой специалист, окончивший аспирантуру профильного факультета зарубежного вуза в нашем «суверенном» бизнесе построить эффективную, да ещё и прозрачную работу, в которой - и производство на высоте, и руководитель получает в 3-5, а не в 30-50 раз большую плату за труд, нежели рядовой сотрудник. С такими «замашками на прозрачность» этому дипломированному специалисту у нас могут враз крылья обрубить: здесь тебе, скажут, милок, не какой-нибудь «Франкфурт-под-Майной»; работай, «как надо»…
Для начала придётся навести порядок внутри своей внутренней бизнес-системы, а для этого 23-летних паренька или девушки с красивыми дипломами точно мало. Опять придётся железную руку прилагать… Благо, хоть пример Ломоносова как-то согревает... Как, кстати, и то, что в России хватает своих учебных заведений, где трудятся талантливые и опытные педагоги, способные обучить студентов, по меньшей мере, не хуже зарубежных «аналогов»…
источник