Сергей Лавров призвал
США не горячиться
и извлекать уроки из истории
В Москве завершились американо-российские переговоры
13.04.2017
Итоги переговоров Сергея Лаврова и Рекса Тиллерсона - одна из самых обсуждаемых сегодня тем в мировой прессе. Российский министр иностранных дел и американский госсекретарь общались накануне почти целый день, причём преимущественно в закрытом для прессы режиме. Затем С. Лаврова и Р. Тиллерсона принял президент РФ Владимир Путин.
Дипломаты держались на публике показательно дружелюбно, да и тон встречи не был агрессивным. Тем не менее разные взгляды на мир США и России - это уже повод для ожесточённых споров.
«Переговоры получились обстоятельными и откровенными, охватили весь спектр вопросов, которые являются ключевыми для наших двусторонних отношений и для взаимодействия по международным делам», - сообщил С. Лавров в ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи. «Мы условились выделить специальных представителей от наших министерств - от Министерства иностранных дел и от Госдепартамента - чтобы подробно, без эмоций, без каких-либо обострений посмотреть на те раздражители, которые накопились в наших отношениях за последние годы», - сказал глава МИД РФ.
Р. Тиллерсон, в свою очередь, назвал встречу продуктивной, а также заявил о необходимости восстановить доверие, остановить «деградацию» в отношениях и разрешить важные вопросы. «Наши взаимоотношения и уровень доверия находятся на самом низком уровне. Две крупные ядерные державы не могут допустить такого положения дел. Мы обсудили подходы, которые помогли бы нам улучшить наши отношения. И мы понимаем, что это необходимо для того, чтобы разрешить те проблемы, по которым наши мнения расходятся. Наши страны должны восстановить доверие друг к другу», - заявил он.
Как и ожидалось, основным на переговорах стал сирийский вопрос. Обе стороны убеждены, что с международным терроризмом необходимо бороться. В остальном общего мнения достигнуто не было. Госсекретарь признал, что оценки Москвы и Вашингтона сильно расходятся, если речь идёт о химическом ударе в сирийской провинции Идлиб. Кроме того, он настаивает на необходимости свержения Башара Асада, а Россия, по его мнению, должна объяснить президенту Сирии неизбежность этого события.
«Наша позиция заключается в том, что из-за войны, которая продолжается уже несколько лет, режиму Асада приходит конец. А Россия, являясь наиболее близким союзником Сирии в этом конфликте, может помочь Асаду понять этот факт», - отметил Рекс Тиллерсон.
С. Лавров призвал не горячиться, извлекать уроки из истории. Министр напомнил, чем закончились подобные шаги в Ираке и Ливии. «Я напоминал о тех ситуациях, когда группа государств, прежде всего, западные страны, страны НАТО, были абсолютно зациклены на ликвидации того или иного диктатора. Мы слишком хорошо знаем, чем это кончается. Позитивных примеров, когда свергался бы диктатор, и всё пошло бы как по маслу, я не припомню. Если они есть, я буду признателен, если вы мне о них расскажете», - отметил он.
По словам главы МИД, свергнув легитимно избранного президента САР, можно проиграть борьбу с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Он призвал в этом вопросе «руководствоваться здравым, прагматичным смыслом, а не эмоциями». «Ещё раз подчеркну, что в Сирии мы работаем по просьбе легитимного правительства, для того чтобы бороться с терроризмом. И в наших интересах не допустить, чтобы в Дамаске правили бал "игиловцы" и "нусровцы"», - заявил С. Лавров.
США по-прежнему продолжают обвинять Б. Асада в химической атаке, но до сих пор не предоставили никаких доказательств. «Мы говорили о том, что со временем всё больше и больше доказательств соберётся. Возможно, будет достигнут порог, необходимый для обвинения отдельных лиц, включая Башара Асада. Я не говорю о том, что такие факты уже есть. Но, может быть, какие-то специалисты уже работают, для того чтобы это дело рассматривалось», - сказал госсекретарь США.
С. Лавров отметил: «Что касается расследования сообщений о применении химического оружия, то существует Миссия ОЗХО по установлению фактов применения химоружия в Сирии и Совместный механизм ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения в Сирии химоружия. У нас есть некоторые вопросы в адрес этих структур, потому что все без исключения обвинения, поступающие в адрес правительства САР в применении химических отравляющих веществ (ОВ), основываются на так называемых дистанционных показаниях каких-то НПО. Я даже не буду лишний раз заострять внимание на полностью себя дискредитировавших так называемых Белых касках, многократно уличенных в подлогах. Что касается свидетельств, имеющихся в связи с применением химических ОВ на территории, контролируемой оппозицией, то неоднократно сирийское правительство и военнослужащие России, работающие в Сирии, передавали в ОЗХО вещественные доказательства, включая подлежащие исследованию пробы. Это были не "дистанционные показания", а вещественные доказательства. Изучение этих представляемых в Гаагу в материальной форме доказательств как-то очень сильно затягивается».
Глава МИД подчеркнул, что необходимо «на трезвую голову» провести беспристрастное, международное, независимое расследование. «Необходимо направить интернациональную группу объективных и профессиональных экспертов на место, где были якобы применены химические ОВ и на аэродром, который, по утверждению наших американских коллег, был использован для того, чтобы оттуда направить с самолётами снаряды, начинённые химическими ОВ. Мы не увидели никаких подтверждений, что это было именно так, тем более, что по телеканалам и по показаниям людей, находившихся на этом аэродроме сразу после взлёта самолётов и нанесения по нему ударов, не было каких-либо признаков, характерных для того, чтобы говорить, что там вообще были какие бы то ни было химические ОВ», - заметил С. Лавров.
«Хочу подчеркнуть нашу стопроцентную убеждённость в том, что если наши коллеги в ООН, в Гааге будут увиливать от этого расследования, то это будет означать, что они, в общем-то, не хотят установить истину», - добавил он.
По итогам пресс-конференции С. Лавров заявил, что Россия готова продолжить действия меморандума по предотвращению инцидентов в небе над Сирией, и это уже большой прогресс, учитывая абсолютно разные точки зрения. Кроме того, С. Лавров и Р. Тиллерсон подчеркнули необходимость урегулирования ситуации в Сирии, хотя общий подход так и не был согласован.
Тема Украины также обсуждалась на встрече. Россия увидела готовность Америки работать над реализацией Минских соглашений, отметил С. Лавров и добавил, что Москва также готова к этому. У нас единая позиция по Минским договоренностям: они должны выполняться.
Также удалось обсудить ядерную проблему КНДР, кибербезопасность и борьбу с терроризмом. Россия и США согласились с тем, что заставить Северную Корею отказаться от разработки ядерного оружия можно исключительно с помощью политических и дипломатических усилий. Что же касается кибербезопасности, то здесь Вашингтон гнёт свою линию и обвиняет Россию во вмешательстве в американские выборы.
Санкции не обсуждали.
Это был первый визит нового американского госсекретаря в Москву. И с учётом нынешнего состояния отношений, прорыва никто не ждал. Важно было встретиться лицом к лицу и прямо высказать свою точку зрения на происходящее. Самым чётким итогом переговоров можно назвать решение о создании рабочей группы по урегулированию вопросов, требующих незамедлительного рассмотрения. Россия подтвердила, что готова к диалогу с США и к совместным действиям в различных сферах. Р. Тиллерсон также отметил, что надеется на возможность подобных переговоров в будущем. Сама по себе риторика переговоров со стороны США была призвана заставить Москву выбрать ту или иную сторону. Этого не произошло, так как от своего мнения Россия не отказалась. При этом важным было избежать усиления конфронтации, и этого удалось добиться во многом благодаря Р. Тиллерсону, казавшемуся хладнокровным на фоне агрессивных и популистских заявлений Белого дома. Радует ещё тот факт, что новый глава Госдепа всё же называет Россию союзником по Сирии. Впрочем, оценки Р. Тиллерсона о том, что хорошо и плохо - непредсказуемы. Например, кибервмешательство - если в ход выборов в США - плохо. Хотя доказательств нет. А если в ядерные программы Ирана и Северной Кореи - нормально. Рекс Тиллерсон немногословен, тем сложнее его понять. Хотя, российский министр и говорит - «теперь, после встречи, понимаем друг друга лучше».
Результаты переговоров оценил и Дональд Трамп. По его словам, они прошли лучше, чем ожидалось. Правда, чем именно лучше, и что он ожидал, американский президент не уточнил.
Мировая пресса пишет о вчерашних переговорах следующее.
«США и Россия стремительно попытались снизить растущее напряжение, но натолкнулись на ряд спорных тем, одной из которых стало будущее президента Сирии Башара Асада. Это происходило в рамках первой личной беседы представителя администрации Трампа с Владимиром Путиным», - пишет Wall Street Journal.
«Обмен острыми заявлениями и предупреждениями между Россией и США делает очевидным тот факт, что противостояние продолжается. Россия не желает сворачивать своё сотрудничество с президентом Сирии Башаром Асадом», - считают журналисты из Washington Post.
«Основа политики Путина в отношении Сирии - не допустить смены режима под влиянием извне. Кремль крепко держит Асада у власти, а кроме того показывает, как ловко можно "крутить" американским госсекретарём», - считает Spiegel.
По материалам
сайта МИД РФ,
1 канала,
Вестей.ру.