ОТ МАЗЕПЫ ДО ПОРОШЕНКО ОКОНЧАНИЕ

Feb 10, 2017 21:18


ОТ МАЗЕПЫ ДО ПОРОШЕНКО

ОКОНЧАНИЕ


Все это нам очень знакомо и по нынешним временам, когда в московских «канцеляриях» благополучно прозевали два переворота антироссийской направленности в Киеве, учиненных с интервалом в десять лет, и общее переформатирование украинского общества на русофобских началах.

И даже посланный непосредственно на Украину «политический тяжеловес» Черномырдин ничего опасного не заметил, так как имел приятельские отношения с президентом Кучмой (автором известного сочинения «Украина не Россия») и на сигналы из других источников не реагировал…

Конечно, могут возразить, что ничего провального не случилось, так как у России больше нет «имперских амбиций», и ей нет никакого дела до происходящего на Украине. Украина ведь - независимая держава, так что Москва принципиально не собирается вмешиваться в ее «внутренние дела»… Правда, на Украине, на протяжении всех ее «независимых» лет, и недруги и друзья России были твердо убеждены, что у Москвы не может не быть планов по восстановлению единой державы… Впрочем, если подобных планов действительно не существует, то трудно не признать тот факт, что упомянутые перевороты, помимо всего прочего, обернулись для России грандиозными финансовыми потерями. А тут уж никто не станет всерьез утверждать, что российский правящий класс безразличен к финансовым потерям. Так что, в любом случае, провал налицо, и нам, три столетия спустя, приходится снова иметь дело с тем, о чем писал Пушкин…

Мазепа, между тем, действовал. С ним, как водится, некий «полномощный езуит»:

Во тьме ночной они как воры

Ведут свои переговоры,

Измену ценят меж собой,

Слагают цыфр универсалов,

Торгуют царской головой,

Торгуют клятвами вассалов.

Внешнеполитические усилия Мазепы очень напоминают действия активных русофобов из числа украинских президентов - бывшего «пчеловода» или нынешнего «кондитера»:

Мазепа всюду взор кидает

И письма шлет из края в край:

Угрозой хитрой подымает

Он на Москву Бахчисарай.

Король ему в Варшаве внемлет,

В стенах Очакова паша…

Далее, из разговора Мазепы с Марией, читатель узнает некоторые подробности плана Мазепы:

Без милой вольности и славы

Склоняли долго мы главы

Под покровительством Варшавы,

Под самовластием Москвы.

Но независимой державой

Украйне быть уже пора:

И знамя вольности кровавой

Я подымаю на Петра.

Готово всё: в переговорах

Со мною оба короля;

И скоро в смутах, в бранных спорах,

Быть может, трон воздвигну я.

А что же народ? Ведь замышляется некая фундаментальная перемена в его жизни!.. Православный народ хотят сделать союзником протестантского и католического королей, иезуитов, Стамбула и Бахчисарая - в войне против единоверной Москвы!..

Неужели такое возможно?! Легко!

Всмотримся в изображенную Пушкиным картину казни противников Мазепы - Кочубея и его сподвижника Искры. Казнь была организована Мазепой как некое представление - торжественно, с построением полков, с боем бубнов и при огромном стечении народа, в толпе которого

В гремучий говор всё слилось:

Крик женской, брань, и смех, и ропот.

Но вот все кончено. Головы отрублены.

Свершилась казнь. Народ беспечный

Идет, рассыпавшись, домой

И про свои заботы вечны

Уже толкует меж собой.

Ведь это тот самый народ, который на референдуме в начале 1991-го подавляющим большинством голосов проголосовал за сохранение Союза, а в конце того же года, опять же большинством голосов, не моргнув глазом, проголосовал за «независимость Украины», то есть за уничтожение Союза… Потому что - «моя хата скраю - я ничого нэ знаю».

Чтобы усыпить бдительность Москвы Мазепа притворился больным:

…Он, окружась толпой врачей,

На ложе мнимого мученья

Стоная молит исцеленья.

Даже умирающим:

… Уже готов

Он скоро бренный мир оставить;

Святой обряд он хочет править,

Он архипастыря зовет

К одру сомнительной кончины,

И на коварные седины

Елей таинственный течет.

В этом прикладном использовании Мазепой «святого обряда» и «таинственного елея» наглядно показано подлинное отношение Мазепы к Церкви. Не отстают от него и нынешние его последователи. Кравчук, например, для своих сепаратистских надобностей организовал целую самостийную «церковь» - отдельный от Москвы «Киевский патриархат». Подобное же отношение характерно и для новейшей плеяды самостийнических правителей, во главе с теперешним - которые при всяком удобном случае любят демонстрировать свою великую набожность.

Но вот Карл, по договоренности с Мазепой, -

… поворотил

И перенес войну в Украйну.

Мазепа оживает:

И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, еще вчера

Стонавший слабо над могилой.

Теперь он мощный враг Петра.

Теперь он, бодрый, пред полками

Сверкает гордыми очами

И саблей машет - и к Десне

Проворно мчится на коне.

Все это очень напоминает поведение Кравчука в дни августовского путча 1991-го, - который после начала событий некоторое время занимал «выжидательную позицию» и делал вид, что более всего озабочен сбором урожая в республике, а спустя несколько дней уже вовсю «махал саблей», провозглашая на возглавляемом им Верховном Совете УССР «независимость Украины».

И если бы удалось каким-то образом запечатлеть его «движения души» в эти «судьбоносные» дни, то мы получили бы увлекательнейший сюжет, достойный пера Пушкина.

Москва, наконец, одумалась:

Кто опишет

Негодованье, гнев царя?

Гремит анафема в соборах;

Мазепы лик терзает кат.

На шумной раде, в вольных спорах

Другого гетмана творят.

Дело между тем приближалось к решающей битве. Две армии встретились под Полтавой.

Вместо российского войска, которое Карл привык уже обращать в бегство, он с досадою видит:

…нить полков блестящих, стройных,

Послушных, быстрых и спокойных,

И ряд незыблемый штыков.

Накануне битвы Мазепа каким-то своим особенным «нюхом» почуял, что сделал неверную ставку, и делится о том со своим подельником по предательству Орликом (еще одним колоритным историческим персонажем, считавшим себя после смерти Мазепы «гетманом в изгнании»):

…Поторопились мы некстати:

Ошибся в этом Карле я…

Стыжусь: воинственным бродягой

Увлекся я на старость лет;

Был ослеплен его отвагой

И беглым счастием побед...

Наверное, и сегодня - в связи с неожиданным изменением в конфигурации мировых центров силы, множество мелких «кравчуков» обоего пола тоже сожалеют о своем опрометчивом выборе, и думают над тем, как бы незаметно поменять геополитическую ориентацию…

Затем - «грянул бой, Полтавский бой!», в котором:

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Но вот в битве произошел решающий перелом:

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор - и враг бежит.

И наконец - славная «полтавская виктория», торжество русского духа и русского оружия, триумф Петра, который этой победой, по словам Пушкина, воздвиг «огромный памятник себе».

И жалкое бегство Карла, сопровождаемого Мазепой:

Поникнув головою,

Он скачет, русскими гоним,

И слуги верные толпою

Чуть могут следовать за ним.

Правда, говоря о триумфе Петра, стоит заметить, что окончательного триумфа все-таки не получилось. Ибо впереди у нас были катастрофы 1917 и 1991 годов, произошедшие во многом по причине проведенной Петром западнической переориентации России (о чем Пушкин же и предупреждал в «Медном всаднике»), заложившей основу фундаментальной зависимости русского духа от «западных ценностей». Ведь главное - не столько в том, чтобы победить Карла, Наполеона, Гитлера или кого угодно, сколько в том, чтобы навести порядок в народной душе, установить в ней ту богоугодную иерархию ценностей, которую никаким «западным ценностям» не дано сокрушить. А иначе, если душа народа не в порядке, то никакая гигантомания, никакие великие свершения и победы не спасут - и все величие рушится«в три дня», как в 1917-м или в1991-м.

Что же касается Украины, то ей, рано или поздно, неизбежно придется возвращаться к той самой «программе», которая ей, в составе единой Руси, была задана тысячу лет назад крещением в днепровских водах. А то, что теперь происходит - не более чем временное отступление от этой «программы»… Ведь все эти очередные европейские упования тех, чьи предки тысячу лет были русским православным народом и отстаивали свой православный выбор в тяжелой многовековой борьбе, заплатив за него огромную цену, - не могут быть ничем иным, как временным помрачением. Нынешний отказ этих «забывчивых» потомков от своих русских предков и своей русской истории - это все равно, как если бы некоего, не помнящего родства человека, заставили бы жить чужой жизнью - с навязанными ему чужими смыслами и интересами, - не имеющими ничего общего с его предыдущим опытом. Долго подобная жизнь продолжаться не может…

И точно так же и всей России, рано или поздно, придется возвращаться к подлинной своей жизни, неотделимой от тех православных смыслов, которыми тысячу лет жил русский народ, и благодаря которым он сумел создать величайшую державу.

И, вместо участия в навязанных нам внешним миром бесконечных безумных бегах в поисках «хлеба и зрелищ», попытаться жить в соответствии с заповедями Божьими, отступление от которых всякий раз приводило нас к катастрофам…

Важнейшим же подспорьем в нашем национальном исцелении - всех частей расколотой теперь Руси - служит созданная нами совместно великая наша словесность, и, в первую очередь, наследие Пушкина, который действительно «наше все». Отказ же от русской словесности, содержащей весь наш национальный опыт, приводит к печальным последствиям, примером чему нынешняя, потерявшая память Украина, где каждый желающий может бесконечно долго обманывать живущий там народ: и русский и украинский.

http://www.stoletie.ru/vzglyad/ot_mazepy_do_poroshenko_292.htm

РОССИЯ УКРАИНА МАЗЕПА ПОРОШЕНКО

Previous post Next post
Up